главная страница новороссийский форум городской чат фотогалерея каталог ресурсов городские новости email вебмастеру

информация:
о городе
климат
туристам
телефоны
троллейбусы
автобусы
погода
курсы валют
новости

разделы:
карта
каталог
галерея
чат
форум
правовое бюро
голосования
музыка в MP3
фильм месяца

разное:
пейджер/SMS
программа для ГНИ
мировые новости
линки интернет
кнопка
заставки
сделать стартовой
DOT-шаблоны
переводчик

бесплатно:
вебмастерам
новости сервера:



POPULAR.RU Banner Exchange


Новороссийские новости
июль 2001
пнвтсрчтптсбвс
01
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
август 2001
пнвтсрчтптсбвс
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
сентябрь 2001
пнвтсрчтптсбвс
0102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930

30.08.2001 - 13:18 Газета "Новороссийский Рабочий"
Где в Новороссийске деньги "гуляют"?
- на этот вопрос хочет ответить краевая комиссия, которая прибыла в город вслед за обещанием губернатора “поставить Новороссийск на уши”.

Краевой десант в количестве, по разным сведениям, то ли двадцати, то ли тридцати человек, высадился на нашу землю в начале недели и планирует отбыть в пятницу. Возглавил комиссию заместитель директора департамента краевой администрации по финансам Сергей Максименко. С первых минут прибытия члены комиссии - финансисты, налоговики, специалисты краевого ревизионного управления - разбрелись по отделам горадминистрации и фискальным организациям. Как выяснилось, они запрашивают колоссальный объем информации об экономической ситуации в Новороссийске, имущественных отношениях его субъектов, об основных налогоплательщиках и должниках. Вопреки ожиданиям, какого-то приоритета при подборе материала для анализа не получили предприятия транспортного узла. Край интересуют не только “монстры”, но и рынки, и мелкие предприниматели. Некоторые задачи проверяющих очевидны - край скоро покажет нам, где можно взять дополнительные доходы, как расширить налогооблагаемую базу. Однако некоторые городские чиновники недоумевают - запрошены такие материалы, анализ которых не даст ответа на эти вопросы. Тогда на какие? Елена КАЛАШНИКОВА







30.08.2001 - 13:17 Газета "Новороссийский Рабочий"
Ветеранам "светят" мобильники.
В последнее время многие горожане обзавелись сотовыми телефонами, так и не удосужившись установить проводной.
- За три года наша сеть не пополнилась ни одним номером, нет номерной емкости, - говорит главный инженер объединенного узла связи Петр Добриогло. - Три года назад мы построили большую цифровую станцию, и пока на этом все. Строительство новой АТС очень затратно и окупается только через 14-15 лет. Сейчас мы ставим телефоны только в селе Мысхако. Поэтому лояльно относимся к своим “мобильным” конкурентам. Например, даже порекомендовали администрации города, где сейчас бьются над проблемой телефонизации инвалидов войны, приобрести им мобильные телефоны стандарта “CDMA”. Получилось так, что нетелефонизированные инвалиды войны живут настолько в “неудобных” для связистов местах, что для установки телефона пришлось бы строить новые линии - самая дорогая смета телефонизации составила 89 тыс. рублей. Поэтому мобильная связь поможет сэкономить городские деньги. В управлении транспорта и связи заинтересовались рекомендациями связистов, и на днях будут рассматривать их предложения.
Обратная сторона “сотовой” медали - поминутная оплата или абонентская плата - не так страшна старшему поколению, считают специалисты, потому что основное назначение телефона для них - не пустые разговоры, а вызов “скорой”. Вика НИКОЛАЕНКО





30.08.2001 - 13:15 Газета "Новороссийский Рабочий"
"Адмирал Нахимов" в масштабе прошлих лет.
Раздача «СЛОНОВ» Капитан Алексей КУЗЬМИН составил справку о той огромной и напряженнейшей работе, которая выпала на долю моряков портофлота.

- Я вернулся из санатория на второй день после катастрофы, - вспоминает сегодня 87-летний капитан дальнего плавания Алексей Кузьмин. - Конечно, узнал все подробности, поговорил с капитаном порта, моряками 11 судов портофлота. Составил документ, в котором по минутам расписал деятельность спасателей. Послал справку об этом и ходатайство о награждении портофлотовцев в Минморфлот. Ведь сидя в кабинете, невозможно представить, как ночью в штормовом море можно спасти 694 человека - именно столько подняли на борта своих катеров и буксиров портовики. Да еще и спасти курсантов НВИМУ, оказавшихся в беде. Многие за четыре часа гребли натерли себе кровавые мозоли, выбились из сил, прибыли к месту аварии, когда все спасательные работы были завершены. Портовики - не спасательная организация. Но суда АСПТР вовремя не подошли к месту трагедии, а они успели. Об этом я и написал в ходатайстве. Кроме того, я считал и считаю, что капитану порта, организовавшему спасение более 800 человек, должны были присвоить звание Героя Советского Союза. За те 80 минут подвига, что он совершил. Я знал, что военных моряков и пограничников, участвовавших в спасении, наградили боевыми орденами и медалями, а портовикам без огласки дали медали "За спасение утопающих".

- Мое письмо включили в повестку дня одного из заседаний коллегии Министерства, состоявшегося в августе 1988 года, - продолжает Алексей Дмитриевич. - Никто не решился нарушить "табу" лично Алиева, который решил, что виноваты все моряки - и те, кто столкнулся, и те, кто спасал гибнущих.

И только 1 августа 1990 года вышел Указ о награждении, подписанный Президентом СССР Горбачевым. Капитану порта Попову вручили орден Дружбы народов. Такие же ордена получили его заместитель Юрий Гурьянов и заместитель начальника НМП Геннадий Федченко. А 18 моряков портофлота получили орден “Знак почета”. Конечно, мало, но справедливость восторжествовала.
Кто-то считал золотые коронки, а кто-то не взял от государства ни копейки
Самый сложный в этическом отношении вопрос - кто и как помогал оставшимся в живых и заботился о погибших?
В 1986 году за погибшего пассажира родственникам выплачивалось денежное возмещение - 1 тысяча рублей.
Кроме того, встал вопрос о возмещении стоимости имущества, например, ювелирных изделий, денег. Обращений было 1017, и рабочая группа ЧМП по рассмотрению претензий пострадавших, их родственников решила возмещать: золотое кольцо обручальное или с камнем - 300 рублей, серьги - 400 рублей, цепочка с кулоном - 400 рублей. Наличные деньги - не более 1 тысячи рублей на человека. Исходить из разумной возможности наличия у женщин двух колец, цепочки с кулоном, серег; у мужчин - двух колец. По аккредитивам требовать представление доказательств - справок из сберкасс.
Один из членов экипажа потребовал возместить крупную сумму денег, будто бы собранную им на покупку автомашины. Квартиры у моряка не было, и он хранил деньги в каюте. Претензия была рассмотрена в суде. Свидетели факт подтвердили, суд принял решение в пользу потерпевшего.
Таких дел в суде было несколько. В первые месяцы Черноморское пароходство помогало пострадавшим - кому установить телефон, кому выдать материальную помощь на лечение. Многие из родственников погибших не брали даже положенной всем тысячи рублей, считая эту сумму насмешкой. Тем примечательнее заявление, поступившее в ЧМП 18 марта 1987 года от вдовы одного из погибших. Она просила возместить ей стоимость шести золотых зубов, вставленных ее мужем накануне круиза. Ей ответили, что она была вправе снять протезы до похорон мужа, и отказали в возмещении ущерба.
Но это было вначале, а потом сотрудники ЧМП стали говорить, что наступил срок давности трагедии, что поменялось руководство ЧМП, а новое не может вечно расплачиваться за грехи, содеянные не ими.

Фонд «НАХИМОВЕЦ»

Сразу после катастрофы оставшиеся в живых туристы и члены экипажа собрали инициативную группу. Именно она помогала ежегодно организовывать поездки в Новороссийск к месту гибели теплохода, а родным и близким погибших - бороться за свои права. Но с каждым годом делать это было все сложнее, потому что не стало Советского Союза, Черноморского пароходства. Однако нашлась одна неуемная душа. Инженер-экономист одного из одесских предприятий Галина Андриевская. В память о своей погибшей матери, проплававшей 30 лет на пассажирских судах, она четыре года назад создала фонд "Нахимовец". Эта общественная организация смогла "выбить" у мэра Одессы помещение под офис, где планируется разместить маленькую часовенку и музей теплохода с воспроизведением каюты с "Адмирала Нахимова". .
Собираясь в этом году в Новороссийск, Галина Васильевна опять обратилась к руководству ЧМП с просьбой о финансовой помощи на поездку, но ей, как всегда, отказали. Тогда она походила по предпринимателям и собрала 3 тысячи гривен на оплату автобуса на 40 человек.
Если кто-то из новороссийцев захочет помочь фонду "Нахимовец", то найти представителей можно будет в гостинице "Новороссийск" 30 и 31 августа.

О судьбах спасшихся и спасенных

О судьбах более 800 спасшихся и спасенных мы знать не можем. Многие живут в бывших республиках СССР, ставших теперь заграницей, некоторые захотели забыть обо всем происшедшем и никогда не откликаются на скорбные даты.
Но о некоторых, пятнадцать лет назад заново родившихся, кое-что удалось узнать. У пары молодоженов из Одессы, отправившихся в свадебное путешествие на "Нахимове", через полгода после трагедии родилась здоровая, крепенькая девочка. Беременная пассажирка тогда боялась, что случится выкидыш, но судьба распорядилась по-своему и подарила супругам, будто выбросила из морской пучины, ребенка.
Этой девочке, пережившей трагедию в утробе матери, повезло. А вот Саша Долинский, которому недавно исполнилось 15 лет, ни разу в жизни не произнес слов "мама" и "папа". Мальчику было четыре месяца, когда его родители, оставив малыша у бабушки и дедушки, на недельку вырвались в круиз. Из него они не вернулись. Бабушка с дедушкой оформили опеку над Сашей, но умерли, и теперь подросток остался сиротой.
На плечи другой бабушки легла забота об Алене Дырде из Харькова. Девушке сейчас 18 лет, а когда погибла ее мама, было всего три года. Как и у 18-летнего Алеши Рожкова, которого также воспитывает бабушка, мама Алены была членом экипажа теплохода и, спасая других, не успела выбраться из лабиринтов судна.
За 15 лет умерли больше 50 родственников, потерявших в катастрофе своих близких. Мать Ольги Лютой не могла пережить гибель дочери-красавицы и умницы, только что закончившей юрфак и отправившейся в морское путешествие.

Слухи вокруг трагедии

Как всегда это бывает, гибель "Нахимова" обросла слухами, как корабль ракушками.

* Самый первый был о том, что судно потопили из-за генерала КГБ, плывшего пассажиром на "Нахимове". Будто бы начальник управления КГБ по Одесской области генерал Крикунов, путешествовавший с женой, дочерью и внуком, располагал данными особой важности о крупномасштабной коррупции среди партийного руководства Украины и Москвы. После гибели Крикунова из его сейфа исчезли многие важные документы, а некоторые уничтожены.

* К этому же слуху примыкает второй - будто водолазные работы прекратились 19 сентября, когда из воды было извлечено тело генерала Крикунова.

* Был слух о том, что с "Васева" на "Нахимов" должны были передать контрабандный товар. Как говорят специалисты, этот слух могут запустить люди, не знающие морских реалий.

* Слухи о том, что на обоих теплоходах судоводители были пьяные, опровергли результаты медэкспертизы капитанов.

* разговоры о том, что во время аварии сильные вырывали спасжилеты у слабых и поэтому много утонувших, были отголоском рассказов спасенных пассажиров и моряков о том, как недостойно вел себя пассажирский помощник "Нахимова" Просвирнин. Обязанный организовать спасение туристов, он заботился только о себе.

* Просочился слух о том, что в ту ночь через секретный спутник проводилось испытание современного микроволнового оружия и на экране локатора капитана Ткаченко появилось третье судно, обусловившее ошибку капитана "Васева" - он принял ложный сигнал за радиолокационное изображение "Нахимова".

* Еще был слух о том, что недруги СССР отомстили за сбитый в ночь на 1 сентября 1983 года корейский самолет "Боинг-747".

* Говорили также, что один из водолазов сошел с ума. И о том, что спирт во время спасоперации лился рекой. А еще будто бы с вертолета заметили, как к "Нахимову" двигался водолаз-мародер, но его остановили и сдали пограничникам.

* Еще шептались, что нельзя было называть суда в честь трагически погибших людей - Павел Степанович Нахимов был убит при обороне Севастополя в 1855 году, и за 150 лет после этого погибли три судна, названные в его честь. И даже теплоход "Таврия-7", обнаруженный плавающим вверх килем в феврале 1992 года у берегов Болгарии, который после гибели "Нахимова" обзавелся его радиопозывными, тоже причислен к этой горькой череде слухов.

* слух о том, что рабочие СРЗ, отправляя теплоход "Петр Васев" на ремонт, написали мелом на его борту "Убийца", не подтвердился.

* ИРОНИЯ СУДЬБЫ. “Адмирал Нахимов”, как единственный на Черном море пароход, был зафрахтован “Мосфильмом” на осень 1986 года для съемок киноленты “Катастрофа”.

Что стало с капитанами?

С момента катастрофы прошло много лет, переименован в "Подольск" теплоход "Петр Васев", досрочно выпущены из мест лишения свободы отправленные в лагеря на 15 лет капитаны Вадим Марков и Виктор Ткаченко. Поэтому когда страсти улеглись, оставалась надежда, что о трагедии поведают сами капитаны. Однако этого не произошло. "Я не буду говорить об этом никогда! - категорично отрезал живущий в Одессе Вадим Марков, бывший капитан "Нахимова". - Я болею, и разговор у нас не получится." Бывшего капитана судна "Петр Васев" отыскать вообще не удалось. "Вы напрасно ищете, - сказала Галина Андриевская, директор благотворительного фонда "Нахимовец". - Ткаченко уехал за рубеж, в Израиль. Говорят, там плавает." Татьяна ПРОКОПЕНКО, Владимир БУРЛАКОВ, Марина КУПРАЦЕВИЧ, Татьяна БЕСЕДИНА



30.08.2001 - 13:12 Газета "Новороссийский Рабочий"
Через три месяца "Нахимов" должны были списать и забыть. Помнят уже пятнадцать лет.
Взойдя на борт судна, пассажиры заполнили бары и рестораны, некоторые смотрели кино, другие участвовали в конкурсах... Два буксира медленно отвели ярко освещенного "Адмирала Нахимова" от причала, и он начал двигаться к выходу из ворот порта. Капитан Вадим Марков вместе с вахтенным, вторым помощником Александром Чудновским находились на мостике. В это же время к порту подходил сухогруз "Петр Васев". Он шел из Канады, имея на борту 28038 тонн ячменя.

Из вахтенного журнала п/х "Адмирал Нахимов":

"В 22.00 Пост регулирования движения судов (ПРДС) передал на п/х "Адмирал Нахимов" информацию о радиотелефонном разговоре с т/х "Петр Васев" и договоренности с ним - пропустить пассажирское судно.
В 22.47 после прохода траверза зеленого буя № 1 Пенайской банки легли на курс 160 градусов с целью войти в систему разделения движения. Примерно через 3 минуты капитан Марков, проинструктировав вахтенного помощника Чудновского, ушел с мостика в свою каюту, где, по его словам, читал книгу.
После ухода капитана вахтенный помощник связался с т/х "Петр Васев" по УКВ-радиостанции, проинформировал о своем курсе 160 градусов и получил от него подтверждение о согласии уступить дорогу.
В 22.50 судно вышло из акватории порта Новороссийск.
В 23.00 п/х "Адмирал Нахимов" прошел точку встречи лоцманов и около 23.05 вышел из зоны радиолокационной проводки ПРДС.
В 23.05 п/х "Адмирал Нахимов" вызвал т/х "Петр Васев" по радиостанции УКВ, повторил просьбу - уступить ему дорогу, на что последовал положительный ответ.
Вскоре (около 23.06) Чудновский, обнаружив опасно приближающееся судно, поставил на руль матроса 1 класса Смирнова и дважды менял курс по 5 градусов влево, еще просил т/х "Петр Васев" замедлить движение или застопорить ход, затем (около 23.09) дал команду лечь на 140 градусов и крикнул по радиотелефону: "Работать немедленно назад!", в 23.11 дал команду "Лево на борт!". Рулевой только успел исполнить команду, как произошел удар.
В 23.12 произошло столкновение судов в расстоянии 2,2 мили от берегов мыса Дооб".

Маневры т/х "Петр Васев"

"В 23.05 капитан Виктор Ткаченко после очередного обращения с п/х "Адмирал Нахимов" уступить дорогу, наконец, дал команду уменьшить ход до среднего, а затем (в 23.07) - до малого и дал команду "Стоп-машина!" Дистанция между судами в это время была 11 кабельтовых, скорость практически не изменилась.
В 23.10 капитан дал команду "Средний!" и сразу - "Полный назад!", сопроводив последнюю звуковым сигналом - тремя короткими гудками. Около 23.11 положили руль право на борт, однако судно вправо не пошло.

В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому (ок. 110 градусов), скорость - порядка 5 узлов, руль "право на борт".
«Васев» ударил "Нахимова" носовой частью в середину почти под прямым углом. Расчеты показывают, что сила удара достигала 1 млн. тонн! Какой бы прочности ни был борт судна, удар такой силы он не выдержит, и бортовая обшивка неизбежно разрушится.
Как оценили эксперты, из-за значительной - около 80 квадратных метров -пробоины на п/х "Адмирал Нахимов" оба машинных отделения были затоплены в течение нескольких секунд, и судно обесточилось. После расцепления судов п/х "Адмирал Нахимов" из-за поступающих огромных масс забортной воды начал резко крениться на правый борт. Через 7-8 минут п/х "Адмирал Нахимов", имея крен свыше 60 градусов, затонул на глубине 47 метров.
Всего на судне было по 24 плота с каждого борта. С правого борта удалось спустить 8 плотов, с левого - все 24. "Нахимов" тонул правым бортом, с заметным дифферентом на корму.

Cпасательная операция

Трагедия произошла недалеко от мыса Дооб, на котором расположен пограничный пост, оснащенный мощным прожектором. Периодически прожектор включается и "обшаривает" большой сектор моря. Почему же пограничники не осветили место гибели судна и не помогли спасаться сотням людей? В тот вечер прожектор был неисправным. Говорят, что перегорели угольные стержни, между которыми возбуждается вольтова дуга, а запасных не оказалось.
Почти 900 человек барахтались в кромешной темноте, наглотавшись разлившейся краски, приготовленной боцманом для косметического ремонта судна. В этом месиве плавали не только люди, но и все то, что потеряло опору в погибшем судне и могло держаться на воде: скамейки, спасательные плоты, жилеты, куски поролона. Но не только.
Капитан одного из буксиров-спасателей, увидев все это, сказал: "Если бы я не был седым, то в ту ночь поседел бы наверняка: когда прожектором осветили место катастрофы, все море было в тапочках..."
А в это время в эфире над Цемесской бухтой раздался крик: "Нахимов" лег на борт!"
Все, кто слушал включенные рации на берегу и судах, замерли от неожиданности и предчувствия большой беды. Ее вестником стал лоцманский катер - небольшое суденышко, на котором лоцман добирается к судну, входящему в порт. Именно этот катер, “ЛК-90”, оказался ближе всех к месту столкновения. Его экипаж первым увидел лежащего на борту "Нахимова".

"ЛК-90” немедленно направился в район бедствия. В 23.45 катер, рассчитанный на 10 человек с экипажем, подошел к точке столкновения. Моряки по трапику втаскивали на борт промокших, испуганных, перепачканных в мазуте и дизельном топливе людей. Спасенных не считали - поднимали и поднимали... Вот как описывала события этой ночи наша газета: "Моторист-матрос лоцманского катера “ЛК-90” Володя Вологин увидел плывущую в воде женщину с ребенком. Он бросился в волны. Женщина стала протягивать ему ребенка: "Спасите хотя бы его!" Вологин со словами "Не волнуйтесь, я и вас не оставлю" снял с себя спасательный жилет, отдал его женщине и, взяв ребенка, отбуксировал их к катеру".
Потом выяснилось: на катере было больше 80 спасенных! “ЛК-90” начал опасно погружаться... Крик с лоцманского катера был услышан Новороссийском-5. Этим шифром в служебном радиообмене обозначалась инспекция портнадзора.
Спасательная операция длилась 80 минут: с 23.20 до 00.40. Руководство ею взял на себя капитан Новороссийского порта Георгий Попов. Он поднял на ноги всех, задействовав в спасении буксиры, катера портофлота и АСПТР, "Кометы", пограничные корабли. Передал капитану "Петра Васева" команду - спустить на воду все плавсредства и спасать людей.
В 23.45 восемь буксиров портофлота вышли в район аварии. Рейдовые катера "Базальт" и " РК-3", не довезя своих пассажиров, развернулись. После полуночи на месте трагедии были все плавсредства Новороссийска и Геленджика. Работать было тяжело, ветер крепчал. В черной ночи по плещущим волнам скользили лучи прожекторов с разных судов и выхватывали из темноты то головы, то руки людей, способных плыть, то куски дерева. В первую очередь спасали женщин и детей.
Моряки "Базальта" подняли на борт 90 человек, среди них был и капитан затонувшего судна Марков. Очутившись в воде, он оказывал помощь людям - связал несколько плотов, заякорил на перевернутую шлюпку, чтобы далеко не отнесло, поднимал на плоты людей, подбадривал.
Один из синтетических швартовых тросов, которые размотались с вьюшек и бухт "Нахимова" и поднялись вверх, намотался на винт и концевой вал "РК-34". Катер потерял ход, и его отбуксировали в порт.

Неприятности на этом не закончились - руководство НВИМУ по указанию спасштаба отправило в район бедствия шестивесельные шлюпки с курсантами. За места у весел парни чуть ли не дрались. Но добровольцы не имели опыта гребли, должной техники, а на море разыгрался ветер, разогнавший волну высотой с метр. Курсанты прибыли к месту бедствия после четырех часов утра, когда спасательная операция была почти закончена. Им не пришлось спасти ни одного человека.
Пострадавших доставляли на морской вокзал. Их отмывали от краски и мазута, согревали, одевали, оказывали медицинскую помощь, выводили из шока. Все они искали потерявшихся в мутной кутерьме ночи родных, друзей. Бросались навстречу каждому новому судну, доставлявшему очередных поднятых из волн. Людей отправляли в гостиницы, больницы. К рассвету 1 сентября был спасен 831 человек.
В поиске и спасении людей приняло участие 64 морских судна, к которым с рассветом 1 сентября присоединилось 18 воздушных (самолеты, вертолеты ВВС, ВМФ, МГА СССР).
Под водой

- Первого сентября нас, 15 водолазов Новороссийского управления АСПТР, командировали на полигон - так назвали то скопление судов, которое образовалось вокруг места гибели "Адмирала Нахимова", - вспоминает водолаз I класса Владимир Серов. - Первым, еще до прибытия военных специалистов, на затонувший теплоход опустился наш водолаз Юрий Смага. Он поставил буй, ограничил район поиска и показал, где лежит "Нахимов". Всем было интересно, что он там видел, но, как оказалось, из-за белых полипропиленовых легких тросов, поднявшихся с теплохода вверх, будто поминальные свечи, разглядеть ничего нельзя было. Мы находились там 19 дней, пока велись поисковые работы. Трудились под водой по шесть часов круглосуточно, сменяя друг друга. Один водолаз заработал "кессонку".

- А нас в первый день на дно не пустили - работали военные водолазы, - вспоминает Дмитрий Попандопуло, завлабораторией фототелеспецсъемки НИИ "Океангеофизика". - У них был мощный "СС-21" - спасательное судно, стоящее на четырех лапах-якорях. Никакой шторм ему не страшен. Только к обеду 2 сентября разрешили подойти к месту трагедии, и мы стали к "СС-21", как к причалу. К первому спуску допустили водолаза Шимкуса. Мы его учили, как правильно водить под водой кинокамеру. А сами на мониторе видели все, что происходило на глубине 47 метров. Первые кадры всех потрясли. Из иллюминатора торчало полтуловища парня - видно, хотел выбраться наружу, на шлюпочной палубе стояла девушка, придавленная балкой, возле нее ребенок 5-6 лет в пижамке. Все как восковые фигуры.

В первые сутки водолазы подняли 7 погибших. И тут случилось ужасное - погиб первый водолаз. Баротравма. Его вытащили, отвезли в больницу, но он умер на операционном столе.
Работать водолазам было тяжело. Военные пытались взорвать борта судна, чтобы сделать больше отверстие, а не лазить по коридорам, но крупповский металл не поддался. Взрывы были мощные, и до сих пор на "Нахимове" видны рваные дыры.

- А как сейчас выглядит "Нахимов"? - поинтересовались мы у завлабораторией института Андрея Тарасенко, спускавшегося на дно с радиотелеуправляемым модулем РТМ-500.

- Он затонул правым бортом, но его подмывает течением, и теперь теплоход поднялся на 52 градуса. Боюсь, скоро он может перевалиться на левый борт. Мы проверяли, не "травит" ли горючее, оставшееся на судне. И убедились, что вода вокруг чистая и даже машинное отделение обросло мидиями.

В те сентябрьские дни в Новороссийском горкоме партии ежедневно составляли отчеты о поднятых со дна погибших. Они хранятся в городском архиве. 19 сентября дежурный по городскому штабу поисковых работ Юрчаков написал: "Водолаз запутался в завале. Достали после 7 утра. В тяжелом состоянии. Шардаков Сергей Александрович." Погиб второй водолаз из 164, участвовавших в подъеме. Все вместе водолазы совершили 586 спусков, находясь под водой 1360,5 часа. Им предстояло найти 344 погибших, они за 19 суток подняли 280 человек. После гибели второго водолаза было решено прекратить поиски. Татьяна ПРОКОПЕНКО, Владимир БУРЛАКОВ, Марина КУПРАЦЕВИЧ, Татьяна БЕСЕДИНА


30.08.2001 - 13:10 Газета "Новороссийский Рабочий"
Над пропастью в ночи.
Теплым летним вечером 31 августа 1986 года от Новороссийского морвокзала уходил сиявший огнями белый пароход. Люди, гулявшие на набережной, с завистью глядели на счастливчиков, танцевавших на палубе: "Я так хочу, чтобы лето не кончалось, чтоб оно за мною мчалось..." Утром 1 сентября город вздрогнул от ужаса: столкнувшись на выходе из бухты с сухогрузом "Петр Васев", пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов" ушел на дно за несколько минут. Трагедия унесла жизни 423 человек - пассажиров и членов экипажа.
В те пропитанные горем дни все задавались вопросом: как же могло произойти такое? Сегодня всплывает другой вопрос: можно ли было избежать трагедии? Только один факт: этот каботажный рейс по знаменитой Крымско-Кавказской линии должен был стать последним для "Адмирала", отслужившего на море 60 лет. Собственно, и в то роковое путешествие он отправлялся уже "пенсионером" - документы Морского регистра на эксплуатацию судна не были продлены. Несколькими месяцами раньше, весной того же года мир содрогнулся от Чернобыля. Катастрофа в Цемесской бухте надломила души новороссийцев - город жил, как в кошмарном сне. Мы, выросшие в Советской стране, не в состоянии были представить себе, что по чьей-то халатности могут гибнуть люди, что цена человеческой жизни не так уж и велика... Трагедия сдвинула нашу жизнь с привычных рельсов. Как в чудовищной карусели, кружились, сталкиваясь, в те дни цинизм и высокие порывы души, эгоизм и подвижничество. Не только с "Нахимовым" случилась беда - что-то произошло со всеми нами.
До развала страны оставалось пять лет. Татьяна ПРОКОПЕНКО, Владимир БУРЛАКОВ, Марина КУПРАЦЕВИЧ, Татьяна БЕСЕДИНА