главная страница новороссийский форум городской чат фотогалерея каталог ресурсов городские новости email вебмастеру

информация:
о городе
климат
туристам
телефоны
троллейбусы
автобусы
погода
курсы валют
новости

разделы:
карта
каталог
галерея
чат
форум
правовое бюро
голосования
музыка в MP3
фильм месяца

разное:
пейджер/SMS
программа для ГНИ
мировые новости
линки интернет
кнопка
заставки
сделать стартовой
DOT-шаблоны
переводчик

бесплатно:
вебмастерам
новости сервера:



POPULAR.RU Banner Exchange


Новороссийские новости
сентябрь 2001
пнвтсрчтптсбвс
0102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
октябрь 2001
пнвтсрчтптсбвс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031
ноябрь 2001
пнвтсрчтптсбвс
01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
2627282930

30.10.2001 - 12:02 Газета "Новороссийский Рабочий"
Уйти красиво - и то не сумели.
27 октября. Новороссийск. “Черноморец” - “Сокол” (Саратов) 1:3. Голы забили: Беженар (9 мин.), Федьков (45, 53), Репух (50). Судья: М.Ходырев (Москва). Состав “Черноморца”: Герус, Ершов, Беженар, Павлус (Бельков, 68), Кирюхин, Майоров, Осипов, Олейник, Машкарин, Орещук, Шевченко (Старков, 60). Дублеры - 3:0 в пользу “Черноморца”.

В субботу в чемпионате России произошло два примечательных события. Выиграв у “Зенита”, московские спартаковцы досрочно и в очередной раз завоевали звание чемпионов страны. А наш “Черноморец” за тур до окончания первенства лишился всяких шансов остаться в высшем дивизионе. Мысленно мы были готовы к этому давно, но в душе каждый надеялся на чудо. Увы, не случилось. Надеялись, что на прощание “Черноморец” хотя бы громко “хлопнет дверью”. Он и хлопнул. Но при этом больно ударив и по собственному самолюбию, и по надеждам семи тысяч болельщиков, пришедших в этот холодный вечер на стадион. Матч этот еще раз наглядно продемонстрировал: футбол - игра непредсказуемая. Обратимся к статистике. Футболисты “Черноморца” произвели за игру 29 ударов по воротам, гости - только 17. Новороссийцы подали 25 угловых, саратовцы - лишь один. И тем не менее - 1:3 на табло. Просто уму непостижимо!
А начали встречу хозяева поля вполне уверенно. Уже на 9-й минуте после подачи углового прибежавший в штрафную площадку “Сокола” Беженар хлестким ударом головой открывает счет. Атаки “Черноморца” нарастают. Дважды Орещук изящными и точными пасами выводит на ударную позицию Олейника. Но молодой форвард, оставшись с глазу на глаз со Звягиным, явно тушуется, хотя саратовский голкипер проводил свой первый матч в высшем дивизионе. К слову сказать, хозяева поля так и не смогли “додавить” дебютанта, несмотря на то, что Звягин в некоторых моментах действовал неуверенно, то и дело выпуская мяч из рук.

“Что-то не нравится мне все это, - произнес незадолго до перерыва мой сосед по трибуне. - Столько моментов создаем, а голов нет. Как бы не поплатиться”. И как в воду глядел: когда стрелка секундомера отсчитывала уже последний круг, гости ответили острой контратакой. Веретенников прострелил вдоль ворот, к мячу от души приложился Балтиев, Герус умудрился этот сумасшедший мяч вытащить из-под перекладины, на добивание смело пошел никем не опекаемый Федьков: его удар в “девятку” был неотразим - 1:1. А после перерыва футболистов “Черноморца” и вообще словно подменили. В течение трех минут саратовцы провели две незамысловатые, но хрестоматийные атаки, в результате которых Герусу еще дважды пришлось доставать мяч из сетки ворот. Сначала по правому флангу убежал Репух, буквально расстрелявший ворота новороссийского голкипера, а затем точно такую же дерзкую вылазку в стан противника совершил Федьков. Защитники “Черноморца” наблюдали за всеми этими действиями словно статисты. Последовавший затем мощный натиск хозяев поля на ворота “Сокола” к успеху не привел. Невысокого роста Звягин отбивался как мог и чем придется. Однажды даже выскочил навстречу Орещуку и в прыжке, как заправский защитник, отбил мяч головой в поле.

Вот так бесславно закончился для “Черноморца” этот сезон. Пока делили футбольную власть, меняли как перчатки тренеров и выясняли, куда делись деньги от продажи ведущих игроков - не заметили, что потеряли очень самобытную и амбициозную команду. Сумеет ли “Черноморец” возродиться из пепла, вернуться в высший дивизион - сказать трудно.

- Игра, которая поначалу складывалась для нас так удачно, завершилась полным провалом, - сказал на пресс-конференции и.о. главного тренера “Черноморца” Хазрет Дышеков. - Мы много атаковали, я даже не помню, когда “Черноморец” создавал столько моментов. К сожалению, реализация оказалась очень слабой. В завершающей стадии атак индивидуальное мастерство футболистов “Сокола” было выше, чем у наших. Используй наши игроки хотя бы треть выгодных моментов, не сомневаюсь, мы бы у “Сокола” выиграли. Я не могу упрекнуть кого-то в недостаточной самоотдаче, но повторюсь: нас подвело низкое мастерство.

Результаты остальных матчей:
“Спартак” - “Зенит” 3:1, “Ротор” - “Локомотив” 1:3, “Ростсельмаш” - “Анжи” 3:2, “Торпедо-ЗИЛ” - “Алания” 1:1, “Сатурн” - “Торпедо” 0:1, “Факел” - “Крылья Советов” 1:0, “Динамо” - ЦСКА 3:1.

Андрей КОСТЫЛЕВ

30.10.2001 - 11:59 Газета "Новороссийский Рабочий"
Новороссийцы отказываются сесть на "пороховую бочку".
Терминалы для хранения ОЯТ строятся в Новороссийске, Мурманске, Санкт-Петербурге и Дудинке - эту сенсационную новость опубликовала на днях газета "Московский комсомолец".

У депутатов еще есть шанс не допустить превращения России в международную ядерную свалку" - под таким лозунгом прошла пресс-конференция, организованная представителями "Яблока", "Регионов России" и "зелеными". По словам депутата-"яблочника" Сергея Митрохина, если закон "Об охране окружающей среды" будет принят без соответствующих поправок в пользу экологии, а не в пользу сторонников ввоза ОЯТ, то противники ввоза отходов обещают устроить референдум и распространить на территории России брошюрку со списком депутатов, одобривших превращение страны в ядерную свалку.
А тем временем, несмотря на тщательное сокрытие Минатомом всяческой информации о сроках ввоза и местах хранения ОЯТ, стало известно, что первый эшелон с отходами прибудет в Россию из Болгарии, пройдя через территорию Румынии и Украины. Помимо сухопутных будет использоваться и морской маршрут. (Кстати, в связи с угрозой терроризма власти США уже принимают меры по прекращению транспортировки радиоактивных отходов по своей территории, сообщает "МК".)

Напомним, что Министерство по атомной энергии предполагает ввезти в Россию около 20 тысяч тонн высокорадиоактивных отходов или отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в течение 10 лет. В среднем это 1-2 поезда в неделю. Всего - свыше 670 эшелонов. "Учитывая состояние железных дорог, неорганизованность и плохую координацию ответственных служб, плохую оснащенность охранного персонала, поезда, перевозящие ОЯТ, можно назвать "мобильными Чернобылями", - считает Владимир Сливяк, сопредседатель международной группы "Экозащита".
Экологическая организация "Экозащита" встревожена тем, что при провозе ядерных отходов поезда попадают под управление целого ряда организаций, некомпетентных в вопросах ядерной энергетики, - это и МПС, и транспортные службы, и различные департаменты. Между тем, сообщают экологи, показатель аварий и катастроф на транспорте в России в 2-3 раза выше, чем в других промышленных странах.
Озабоченность экологов также вызывает ситуация с контейнерами для перевозки ОЯТ, используемых Минатомом. Учитывая состояние транспортных магистралей и значительно возросшую аварийность на железнодорожном транспорте, как сообщает NTV RU, Госатомнадзор запретил перевозить ОЯТ в контейнерах старого типа, которые изготовлены более 20 лет назад, так как они не отвечают современным требованиям безопасности. Однако Минатом игнорировал это решение и продлил сроки действия сертификатов-разрешений на перевозку ОЯТ в контейнерах этого типа. Кроме этого, Госатомнадзор нашел массу нарушений и при производстве некоторых транспортных контейнеров, которые поступали на различные заводы Минатома России.
Российские экологи заявляют, что нередко сотрудники атомной индустрии отказываются соблюдать даже минимальные требования безопасности. Так, Госатомнадзор обнаружил, что один из грузов Сибирского химического комбината из Томска с ядерными материалами перевозился без каких-либо знаков радиационной опасности.
24 октября экологи провели акции протеста в городах, расположенных вдоль Транссибирской магистрали, в ответ на планы Минатома перевозить иностранные ядерные отходы по России.
В то же время Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, дал в "Комсомольской правде" свой комментарий ситуации:

- По сообщениям СМИ, Госатомнадзор РФ на днях потребовал от компании "Техснабэкспорт" обеспечить законность транспортировки ОЯТ с Козлодуйской АЭС в Болгарии на переработку в Красноярский край. У перевозчика нет лицензии на подобную деятельность, проект не прошел экологической экспертизы в соответствии с законом, а сама сделка не рассматривалась специально созданной президентской комиссией. По утверждениям прессы, компания "Техснабэкспорт", являющаяся подразделением Минатома РФ, проигнорировала эти требования государственного контрольного органа. Нет оснований не верить информации журналистов, тем паче не опровергнутой официальными структурами.

Несмотря на обещания парламентариев, в сфере ввоза и хранения в России импортного ОЯТ по-прежнему нет гласности.
При легализации импорта ОЯТ обеспокоенной общественности обещали безопасность сделок, которые, уверяли их сторонники, дадут казне миллиарды долларов. Но одно дело - обещания, другое - реальность, способная не только перекрыть краткосрочную выгоду от импорта ОЯТ долгосрочными затратами на обращение с ним, но и ухудшить экологическую ситуацию в целом.

Во-первых, вместе с утилизацией атомная энергетика потребляет больше, чем отдает. Именно это, кстати, удерживает от ее развития ту же Великобританию. Мы же, помимо имеющихся у нас собственных 14 тысяч тонн отработанного топлива собственных АЭС, готовимся ввезти минимум 20 тысяч тонн чужого. Во-вторых, больших средств потребует модернизация мощностей наших полигонов, рассчитанных на переработку лишь определенного количества своего ОЯТ. В-третьих, при нынешней изношенности транспортной инфраструктуры дополнительная перевозка опасных грузов рискованна. Наконец, и это главное, никто в мире не узаконивает безвозвратный ввоз чужих радиоактивных отходов. Зарабатывающие переработкой ОЯТ Англия и Франция импортируют его на основе безусловного обратного вывоза поставщиками отходов переработки. Наши законы хоть и предусматривают, но не требуют этого категорично. Здесь и зарыта собака. При переработке ОЯТ образуются дополнительные и, как утверждают специалисты, еще более опасные и в большем количестве радиоактивные отходы, для которых пока не существует безопасного способа обращения. Значит, пока его не будет, они останутся не утилизированными и должны будут где-то и как-то храниться до лучших времен. Как долго? Десять лет, сорок, вечность? Не станут ли могильники, вроде строящегося по соседству с Кузбассом, территориями, навечно потерянными для страны и опасными для ее населения?
Сама идея превращения страны за деньги во всемирное хранилище опасной продукции сомнительна. Да и уж какая особая выгода от сделок по ОЯТ?! Поделите планируемые от них 20 миллиардов долларов в течение 20 лет на каждого россиянина - не густо выходит. А наверняка не будет и того. К примеру, болгары за то, чтобы упомянутый "Техснабэкспорт" забрал от них к нам их ОЯТ, готовы заплатить по 620 долларов за килограмм. Минатом РФ строил свои расчеты, исходя из минимальной цены в тысячу долларов. Как образно сказал авторитетнейший отечественный эколог Алексей Яблоков, "Минатом с желанием получить 20 миллиардов долларов похож на пьяницу, продающего за ящик водки даже не свою квартиру, не принадлежащую ему территорию России против желания ее граждан".

Не менее обеспокоены своей судьбой и новороссийцы. Ни один здравомыслящий горожанин не может согласиться с планами Минатома, выбравшего наш порт для перевалки грузов 7-го класса опасности. Рабочая комиссия городской Думы по контролю за перевалкой ОЯТ и других опасных грузов через порт Новороссийск обратилась в ГУП "Атомспецтранс" Министерства РФ по атомной энергии с письмом, в котором, в частности, сказано: "Депутаты и специалисты, вошедшие в комиссию, не исключают, что сторонники идеи использования Новороссийска в качестве перевалочной базы для грузов 7-го класса опасности могут предложить для этого более-менее безопасную технологию. Но эта технология, как видно из письма Минатома и вашего послания, не учитывает расположение Новороссийска в самом "горячем" регионе страны, его втянутость в острые мировые геополитические амбиции и процессы. Например, Новороссийск с его техногенным потенциалом является очень удобным объектом для терактов. При нынешней скученности множества потенциально опасных производственных объектов на узкой полоске суши вокруг Цемесской бухты, рядом с жильем и социальной инфраструктурой, достаточно "поднести спичку" в любое место на берегу, чтобы мгновенно полыхнуло все вокруг. Комиссия не исключает, что таким "местом поджога" могут стать причалы, отведенные под перевалку вышеназванных грузов. После того, что произошло в США, говорить о какой-то гарантированной защите от такого действия просто смешно.
Да и надеяться на то, что опасность терактов в Новороссийске со временем уменьшится, не приходится. Наш город оказался чуть ли не в центре стратегических и политических притязаний южных соседей России, что, естественно, не добавляет ему стабильности.

В своих решениях комиссия исходила и из факта резко отрицательного настроя общественного мнения Новороссийска против идеи перевалки ОЯТ через наши порты. Посулами щедро компенсировать возможные экологические издержки от перевалки ОЯТ и страхи людей, понимающих, что они сидят на "пороховой бочке", сегодня не удастся: горожане сполна "наелись" невыполненными обещаниями авторов последнего "проекта века" - Каспийского трубопроводного консорциума - и слушать новые просто откажутся.
Естественно, члены комиссии не враги государственным интересам, от рабочих контактов с Вашими представителями мы не отказываемся. Но мы предупреждаем: интересы города и горожан никому и ничему не будут принесены в жертву. Наши контакты, наши консультации могут иметь место при непреложном предварительном условии: через Новороссийск ОЯТ не пойдут. Есть другие пути перевалки опасных грузов, которые могут быть освоены с помощью федеральных средств, выделяемых под эти цели, опыта Новороссийска по осуществлению столь сложных проектов и технологий, накопленных в наших портах."

Ирина КОДАК

30.10.2001 - 11:58 Газета "Новороссийский Рабочий"
Будем шуршать зеленью?
Уже на следующей неделе город начнет осваивать выделенные губернатором 10 миллионов рублей ссуды на замену водопровода. Своего зама Ивана Аристова глава города специально освобождает от всех обязанностей, кроме одной: водоснабжения. Об этом Валерий Прохоренко сказал на вчерашней планерке в администрации города.

А начальнику транспортного управления Владимиру Ткачу глава города поручил готовить проект постановления, запрещающего, по примеру других портов Европы, заход в порт Новороссийск танкеров постройки старше 15 лет. Пожар на старой болгарской посудине, под завязку груженной нефтью, мог иметь более серьезные последствия. Начальник предприятия санитарной очистки и благоустройства Владимир Заритовский доложил о готовности начать осенние посадки. Помимо кустарников и деревьев будут высажены 4,5 тысячи саженцев роз новых для города сортов и еще 2,5 тысячи выращенных в местном питомнике. Вопрос в том, кто будет охранять всю эту красоту? Ведь только с площади Героев, на виду у всех, похитители выкапывают от 500 до 1000 кустов ежегодно.

Еще вопрос: кто оплатит саженцы и завоз земли во дворы многоэтажек? Валерий Прохоренко поручил было главам округов переговорить с владельцами предприятий, чтобы те скинулись на озеленение дворов. Но Заритовский заметил, что предприятия и сами не прочь прилегающие территории озеленить за чей-нибудь счет. Платить за зеленый наряд под окнами своих магазинов и офисов готовы единицы.
Хотя что мешает обладателям стоквартирного дома самим в складчину купить во двор два-три дерева и несколько кустов, чтобы дышать свежим воздухом, а не выхлопами припаркованных во дворе машин?
Но главный расчет в том, чтобы Новороссийск не задохнулся, делается на массовые посадки деревьев. Главный лесничий Раиса Ступакова рассказала, что лесхоз ежегодно высаживает деревья на 30-50 гектарах. Вскоре по заявке и на средства ОАО “Черномортранснефть” будет посажен парк в селе Мысхако, а за счет КТК-Р - парк в два гектара у береговых сооружений.

Глава города предложил все вырубки леса на административной территории Новороссийска взять под депутатский контроль.
Завотделом по военно-мобилизационнной работе Владимир Соколов поверг всех собравшихся в уныние состоянием здоровья призывников. Из пришедших на призывные участки годны к военной службе лишь 17 процентов. Владимир Валентинович передал милиции просьбу военкомов выставлять во время отправки наряды побольше: подгулявшие на проводах призывники ломают автобусы и бьют стекла, а то и друг друга.

Марина РЫБКИНА

30.10.2001 - 11:55 Газета "Новороссийский Рабочий"
«ХАН АСПАРУХ» мог поднять город на воздух.
В субботу новороссийцы, узнавшие о пожаре на болгарском танкере "Хан Аспарух", задавались вопросом: не результат ли это теракта? И с тревогой вслушивались в сообщения центрального радио и телевидения о ЧП в Цемесской бухте. К счастью, к моменту официальных сообщений опасность взрыва и разлива нефти была уже предотвращена.
Корреспонденты "НР" отслеживали всю ситуацию по спасению танкера и экипажа с помощью капитана порта Владимира Ерыгина.

- 27 октября в 4.20 утра от второго причала Шесхариса отошел болгарский танкер "Хан Аспарух", груженный 80 тысячами тонн сырой нефти, - рассказывает Ерыгин.

5.48 утра. Капитан танкера доложил Службе движения судов, что на судне обнаружен очаг пожара в надстройке, и произошел взрыв. Через 4 минуты буксир "Марс" уже шел в район, где судно терпело бедствие. Танкер находился на расстоянии 5,5 мили от мыса Дооб. На помощь "Хану Аспаруху" вышли буксиры "Туман", "Юпитер", "Титан", пограничный катер "Кубань", два буксира КТК-Р, оказавшиеся недалеко от места пожара суда "Сол Тамань" и "Михаил Добров", быстроходный катер службы спасения МЧС "Спортис", взятый в аренду Морской администрацией Новороссийска. Возглавил работу по тушению пожара и предотвращению разлива нефти вышедший на "Капитане Беклемишеве" в район бедствия начальник службы морской безопасности МАПН Лев Тарасов.

7.25. Аварийная бригада специально подготовленных моряков- новороссийцев высажена на "Хан Аспарух". Одновременно с танкера сняты на буксир "Туман" пять пострадавших членов экипажа: трое из них во время взрыва получили травмы разной степени тяжести, двое угорели. Все они были доставлены в больницу моряков. Затем на берег был высажен пострадавший от удушья донкерман танкера, его также отправили в больницу.

10.00. После тушения очагов пожара начались мероприятия по обнаружению оставшихся точек возгорания. Чтобы отсечь грузовые танки от надстройки и не дать огню и горячему воздуху добраться до взрывоопасного груза, решено было залить пеной топливное отделение и один из пустых танков.

11.00. Пламя на судне погашено. Продолжается разведка и поиск тлеющих очагов. К месту аварии доставлены все ЛАРНы - средства для ликвидации аварийного разлива нефти. Но они не понадобились. На судне пострадало от пожара около 12 помещений.

Без перерыва работают целый день все специалисты порта, АСПТР, ЧТН и КТК-Р по ликвидации опасности взрыва и разлива нефти.

28 октября, 21.00. От капитана порта Новороссийск поступило сообщение: спасательная операция по локализации очага пожара на т/х "Хан Аспарух" закончена, судно находится в безопасном состоянии.

21.15. Дано указание диспетчерам АСПТР, КТК-Р, ЧТН, "Флот НМТП" о приведении средств ЛАРН в повседневную готовность, буксирам "Марс", "Туман" - следовать в порт. "Капитану Беклемишеву" следовать в точку № 2.

21.35. Об окончании спасательной операции проинформированы: правоохранительные органы, дежурный администрации города, управление ГО и ЧС.
Пока моряки с буксиров и катеров боролись с пожаром, врачи и медсестры больницы моряков оказывали помощь пострадавшим танкеристам. Моторист Батил Батилов с диагнозом - отравление угарным газом, гипертония, сердечные боли - госпитализирован в кардиологическое отделение. Филипп Волчев и Иордан Марков, отравленные газом и продуктами горения, попали в терапию. Стояном Михайловым и Красимиром Кирезовым занялись травматологи, а Ангела Пергелова с ожогом левого глаза уложили во вторую хирургию.
Когда мы проведали пострадавших моряков в больнице, то из их рассказов уже можно было сделать вывод: не только их, но и весь наш город спасло чудо.

- Я проснулся от сильного взрыва. Койка на полметра подскочила вверх, а потом опустилась. Потолок обрушился мне на голову. Вокруг темно, свет погас, дым, дышать нечем. Когда коллега зажег фонарик, мы ужаснулись - ни одной переборки в наших каютах не было - одно огромное пространство, как длинный коридор, а там в дыму и копоти копошились люди! Мы пытались выйти из этого ада, но не знали куда двигаться. Я сразу вспомнил телерепортаж из Америки, когда там был теракт. За 20 лет работы в море я такого не видел, - говорит Стоян Михайлов. У него сотрясение головного мозга и мелкие раны на ногах и руках.

В терапевтическом и кардиологическом отделениях можно было не спрашивать, где лежат болгары - на весь этаж раздавался их тяжелый, надсадный кашель.

- Наглотались дыма,.. - сокрушался Батил Батилов, лежа в обнимку с кислородной подушкой.

- Вам уже полегче?

- Да, систему поставили, - показывает на капельницу. - Но дышать тяжело, мешает что-то в груди.

- Вы теперь не бросите плавать?

- Нет. Слава Богу, все обошлось, а говорят, что два раза Бог людей не испытывает. Значит, больше пожаров в жизни не будет, - храбрится Батил.

И только Ангел Пергелов не скрывал своего подавленного настроения:

- Это настоящий шок. Такого стресса, наверное, никто из нас в жизни не испытывал. Знающие люди скажут, что спастись во время пожара на танкере почти невозможно. Причину взрыва мы не знаем. Это, может, капитан скажет. Он у нас - моряк опытный.

Когда верстался номер, стало известно, что причина взрыва и пожара на танкере - неправильная эксплуатация плавсредства.

- Такого не должно было быть, и никогда еще не было в морской практике. Из ряда вон выходящий случай. Скопившиеся газы из грузовых танков поднялись в жилые помещения и в помещение управления гидропомповой лебедкой - гидронасосов. Искра от работы электромоторов послужила детонатором для взрыва, - объяснил происшедшее капитан порта Ерыгин. - Виноват капитан танкера. Сейчас судно готовится к отходу из порта. Машина у него в мореходном состоянии. Капитан "Хана Аспаруха" объявил благодарность всем, кто почти двое суток не смыкал глаз. И я благодарю всех работников портофлота, АСПТР, ЧТН, КТК-Р за самоотверженную работу.

Трагедии не произошло. Благодаря слаженной работе всех новороссийских служб порта восемьдесят тысяч тонн нефти не загорелись и танкер не взлетел на воздух. Но где гарантия, что подобная ситуация не повторится. Как нам спокойно спать, находясь рядом с причалами КТК в Южной Озерейке? Можно себе представить, что могло бы произойти при взрыве танкера. А если бы в порту находились контейнеры с ОЯТ?

Татьяна ПРОКОПЕНКО

30.10.2001 - 11:53 Газета "Новороссийский Рабочий"
Губернатор пообещал новороссийцам полноводную жизнь.
Побывавшему в пятницу в Новороссийске главе администрации края Александру Ткачеву едва удалось помыть руки, когда глава города Валерий Прохоренко предложил ему чаю. В кране было пусто. Конечно, губернатор вышел из положения, вооружившись ковшичком, как это делают все новороссийцы изо дня в день на протяжении десятилетий. Но удобным этот способ не счел.
Собственно, визит Александра Ткачева, его заместителей Александра Иванова и Виктора Бондаря, а также председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства края Владимира Евланова и был вызван желанием решить, наконец, проблему, уродующую быт новороссийцев. Вода по графику всего несколько часов в сутки не просто вносит неудобства в нашу жизнь, но, предположил губернатор, изрядно портит жителям нервы. У нас у всех психология зависимых людей, ведь всю свою жизнь мы подчиняем графику водоподачи. Причем на некоторых улицах, по свидетельству самого же начальника горводоканала, вода подается на два часа всего дважды в неделю - в четыре утра.

- Нельзя, чтобы такое положение сохранялось, особенно когда речь идет о городе-доноре, единственном городе-герое на всем Северном Кавказе, - сказал Александр Ткачев. - Зачем тогда мы все, - обвел он взглядом сидевших по обе руки своих замов, главу города и депутата Госдумы, - пришли во власть?

Александр Николаевич сразу же пообещал, что финансовая помощь края - в размере половины всех затрат на организацию в Новороссийске круглосуточного водоснабжения - начнется незамедлительно, но первое, что надо предпринять - сократить потери воды. В нашем городе они вдвое выше, чем по краю.
Руководитель коммунального хозяйства края Владимир Евланов, детально изучивший ситуацию, сообщил, что кроме сорокапроцентных утечек в разводящих сетях, еще до двадцати процентов воды теряется внутри домов, в квартирах. Стоимость годовых потерь воды в Новороссийске - 60 млн. рублей. Это чуть меньше, чем стоит программа реконструкции объектов водоснабжения в Новороссийске, составленная на будущий год.

Из краевого бюджета будет профинансирован ввод последней пусковой очереди Троицкого группового водовода (на ТГВ в семидесятые годы остались невыполненными работы на сумму в 84 млн. рублей). Это даст прибавку на 40-45 тысяч кубов воды в сутки. Но работы на Троицком водоводе нужно вести одновременно с заменой водопроводных сетей в Новороссийске - иначе вода, добытая с такими финансовыми усилиями, не дойдет до абонентов.
Ежедневно в новороссийских квартирах впустую выливается в канализацию 17 тысяч кубометров воды. Это - еще одни издержки графиковой подачи: люди сливают запас, набирая свежую воду. То есть мы запросто каждые сутки выливаем, не попользовавшись, столько воды, сколько дает Неберджаевское водохранилище!
Поэтому, поставил задачу Владимир Евланов перед местной властью и коммунальщиками, Новороссийск должен начать с сокращения потерь воды. Делать это нужно двумя способами одновременно: ремонтируя и меняя водопроводные сети и ставя приборы учета.

Начальник Новороссийского водоканала Валентин Хлюстенко напомнил, что для круглосуточного водоснабжения городу необходимо иметь 166,8 тысячи кубометров воды в сутки. На сегодняшний день все три водоисточника (ТГВ, Неберджай и Пенай) дают в сумме лишь 104 тысячи кубометров. Если учесть, что не менее сорока процентов этой воды уходит через дыры в трубах, легко представить, как далек город от заветной цели. Из 593 километров новороссийских водопроводных сетей 260 километров - просто рухлядь. На их замену потребуется 131 миллион рублей, и еще 36 миллионов - на установку приборов учета. В Новороссийске нужно установить 57 тысяч водомеров. Хлюстенко предложил приобрести их централизованно, малоимущим - так раздать, людям с достатком повыше - продать в рассрочку, а вполне состоятельное большинство должно само оплатить приборы учета.
Тем, кто будет саботировать установку приборов учета, воду нужно отключать, заявил Александр Ткачев. Иначе круглосуточного водоснабжения новороссийцы не дождутся никогда. Можно принять и краевой закон, который обязал бы абонентов рассчитываться по показаниям приборов учета. Александр Иванов предложил городской Думе более простой способ: "Установите норматив 600 литров в сутки на человека, и все сразу поставят счетчики, чтобы доказать, что использовали втрое меньше воды."
Стороны пришли к решению начать работы на ТГВ с этого понедельника, финансирование из краевого бюджета будет открыто уже с ноября: 20 млн. рублей - для бурения скважин на ТГВ (еще 40 млн. на эти цели заложат в бюджет края следующего года). Контроль за работами на ТГВ и заменой сетей в Новороссийске будет постоянным. Александр Иванов станет ежемесячно докладывать губернатору о положении дел. Так что через два года большинство новороссийцев смогут пользоваться водой круглые сутки.

Первый заместитель губернатора Виктор Бондарь сказал, что вопросы по воде, как и другие коммунально-бытовые и хозяйственные, решались бы легче, если задействовать все резервы для наполняемости бюджета Новороссийска. К сожалению, констатировал он, рост перевалки грузов через Новороссийский порт не означает такого же притока налогов в городскую и краевую казну. В качестве примера Виктор Михайлович привел ОАО "Черномортранснефть", снизившее поступление в бюджет края. Причина - АК "Транснефть" изменила финансовую схему. Перед руководством акционерной компании краевая власть неоднократно ставила вопрос о возврате к прежней схеме, но пока безрезультатно.
Аналогичные вопросы к стивидорным компаниям, которые разными способами уменьшают налогооблагаемую базу, к лесному порту, "Новороссийскрыбпрому", СРЗ, УТЭП, другим. Поступление в бюджет края от Новороссийска сегодня ниже, чем от Краснодара, не являющегося мощным индустриальным центром. По подсчетам аналитиков, бюджет Новороссийска недополучает - держитесь крепко за стул! - 900 тысяч долларов в год.
К сожалению, набирает силы тенденция увода денег в федеральный центр. От нефтяного устройства КТК скоро отойдет четвертое судно, а Министерство финансов, сказал Виктор Бондарь, инициирует решение, чтобы налоги от деятельности КТК-Р не поступали ни в город, ни в край, несмотря на то, что объемы капиталовложений консорциума на территории Кубани составляют две трети от всех затрат.

Большие потери городской бюджет несет по земельным платежам. Бондарь передал Валерию Прохоренко объемную записку с перечислением выявленных нарушений и заметил, что у прокурора лежит стопка потолще.
Хотя именно в арендные платежи за землю можно и нужно включать суммы на прокладку и ремонт инженерных сетей, тот же водопровод. Этого не делалось. И зря. Бюджет Швеции, привел пример Виктор Бондарь, на 25-30 процентов пополняется за счет земельных платежей.
Краевую власть также волнует ситуация с Юго-восточным районом порта. - Причалы есть, а отдачи нет ни городу, ни краю, - констатировал Виктор Бондарь. - Минтранс и Госкомимущества вопрос прямо не решают, кому те или иные причалы отдать в хозяйственную деятельность. Создаются акционерные общества, которые претендуют на роль арендаторов того или иного района порта или причала - для чего? Чтобы потом продать его?
Начальник транспортного управления Новороссийска Владимир Ткач поделился с Бондарем опасениями, возникшими из-за того, что частное предприятие выкупило участок железной дороги - фактически единственный транспортный вход в Юго-восточный район порта.
Кто этот частник, объяснил депутат Государственной Думы Сергей Шишкарев:

- Группа компаний "Дело" выкупила этот участок Юго-восточного района порта для строительства новой железнодорожной ветки. Министерство путей сообщения отказалось участвовать в этой программе из-за отсутствия средств. Группа компаний "Дело" готова вложить 2,5 миллиона долларов собственных средств, чтобы в кратчайшие сроки решить эту проблему.

Александр Ткачев дал задание своему заместителю Виктору Бондарю разобраться по всем вопросам, высказанным в ходе совещания.

Марина СЕРГЕЕВА