19.09.2001 - 11:04
Кому нужен покупатель в рассрочку?

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

С прошлого года в рядах городских предпринимателей, ориентированных на торговлю, стала расти и крепнуть некогда широко распространенная, а затем прочно забытая схема продажи товаров в кредит. Уже сегодня корреспонденты “ДС” насчитали с десяток известных новороссийских фирм, которые практикуют продажи в кредит. С помощью экспертов мы попытались выяснить все плюсы и минусы покупателя в рассрочку.
Услуга для себе подобных Первым в постсоветской истории в нашем городе стало предоставлять рассрочки ОАО “Черномормебель”. Потом был перерыв длиной в несколько лет, а в конце 95-го после поездки в Ростов, где такими продажами занимаются через страховую компанию, мебельщики решили систему восстановить.

- Сегодня всю продукцию, которую выпускает наша фабрика, мы можем продавать в кредит, - рассказала зам.директора ОАО Клавдия ЛИТВЯК. - Правда, мы отказались от услуг посредников и работаем напрямую с клиентом, оформляем кредит на мебель на три месяца под небольшой процент. Это выгодно для людей, особенно для таких, как мы, мебельщики, с невысокой зарплатой. По такой схеме у нас берут много мебели, особенно перед новым учебным годом. Были ли проблемы? Были, ведь надеешься на людей. Но после наших обращений в суд недоразумения с платежами решались.

КАК ПЕНСИОНЕРЫ ФИРМЫ «ТОЛКАЮТ»

Нас к кредиту, можно сказать, подтолкнули пенсионеры, - говорит директор торгового центра “Комфорт” Андрей БУТ. - Спрос на нашу продукцию есть, а ее стоимость такова, что с невысоких зарплат на тот же холодильник собрать тяжко. Поэтому полгода назад мы решили продавать товары в кредит. Сначала обкатывали схему на своих - друзьях, родственниках, потом внедрили шире. Сейчас наш основной клиент - пенсионеры и молодожены. И ни разу проблем с возвратом кредитов не было. Люди жизнь прожили, знают, что обманывать нельзя.

Пенсионеров, неимущих, инвалидов кредитуют и в ООО “Нэла”.

- Есть категории людей, которым невозможно отказать, - считает менеджер фирмы Елена МЕДВЕДЕВА. - Приходит к нам пожилой человек и говорит, что дома у него сердечник. Кондиционер для него не предмет роскоши, а средство выживания. Такие клиенты потом становятся нашими друзьями. Или магазин к нам обращается. Будет у них в зале кондиционер - покупателю приятнее, объемы продаж вырастут. Как отказать такому клиенту? Пока кредитование в нашей фирме не приобрело массового характера - нет никакой выгоды, кредит у нас беспроцентный да и гарантий возврата пока нет, хотя и проблем пока не было никаких. Жаль, что предприятия, как в советские времена, не хотят выступать поручителями за своих работников. Даже за тех, кто отработал по 20-30 лет.

Не прибыли для – клиента ради

Большинство из тех, кто продает дорогостоящий товар в рассрочку, признаются, что никакой выгоды от этого не имеют. Все делается для удобства покупателя и создания имиджа внимательного к нуждам рядовых горожан предпринимателя. И хотя мороки с оформлением и получением кредита немало, все равно даже два холодильника в месяц, проданные в кредит на год, выгоднее, чем вообще ни одного.
Директор мебельного центра “Прибой” Марина Данилевич считает, что продажи в кредит выгодны продавцу дорогостоящего товара в небольших объемах.

- Мы тоже в свое время изучали возможность такой торговли, но, посоветовавшись, отказались: не увидели для себя выгоды. Возни много и для нас, и для покупателей. Работать через третьи фирмы, которые занимаются оформлением сделки, тоже не захотели. Такая фирма у нас получит скидку и с клиента еще возьмет процент за кредит. Да мы лучше сразу клиенту со скидкой товар продадим.

Когда кредит не по карману
днако далеко не все фирмы, которые хотели бы практиковать продажу в кредит, могут сделать это, полагаясь только на собственные средства. Директор ООО “Комплексные технологии комфорта” Константин Переяслов говорит, что услуга эта достаточно востребована, но фирме не по карману, поэтому они прибегают к услугам “Н-клуба”.
В городе есть возможность получить кредит через Сбербанк. Но там жесткие условия получения кредита, и, возможно, это сложно для клиента. Есть более простой вариант - “КредитИнвест”.

- Эта организация за определенные проценты кредитует наших потенциальных клиентов, - рассказывает замдиректора ООО “Беларусь” Александр Синицкий. - Но эта форма кредитования пока не получила должного развития. Видимо, все дело в процентах - они выше, чем инфляция.


- Мы не можем продавать свою продукцию в кредит, - рассказывает директор ООО “Рембытмашприбор”, производящего торговое оборудование, Геннадий Пучко. - Потому что не имеем свободных оборотных капиталов. Но сегодня даже в нашем городе есть компании, которые готовы оказывать услуги по лизингу и факторингу.

Впервые факторинг начали использовать в Америке, в Россию такая форма взаимоотношения банка и клиента пришла три года назад. Сегодня факторинг есть и в Новороссийске, привез его в город “ИБГ НИКойл”.

- Механизм факторинга достаточно прост. Производитель, желающий продать свою продукцию, заключает договор с банком, отгружает свой товар покупателю и приносит нам только счет-фактуру и накладную. Мы оплачиваем ему до 85 процентов от суммы счета-фактуры. Покупатель же должен выплатить деньги банку в течение 60 дней, - рассказывает Вадим Мухаметов, начальник отдела инвестиционно-банковского обслуживания Новороссийского филиала “ИБГ НИКойл”, - таким образом, производитель фактически получает предоплату и возможность инвестировать деньги в свое развитие, а партнеры - необходимую отсрочку платежа.

Факторинг лишь косвенно можно считать разновидностью кредита. Последний, в отличие от факторинга, всегда требует залога, оформления большего числа документов, рассчитан на определенный срок и предполагает возникновение кредиторской задолженности. При факторинговом обслуживании этого нет.

- Во-первых, при факторинге финансируется поставка на любую, даже незначительную сумму, не требуется залога, - говорит о плюсах Вадим Мухаметов. - Во-вторых, не нужно открывать расчетный счет в банке. Воспользовавшись этой услугой, производитель как бы увеличивает срок отсрочки платежа для покупателя, а это возможность привлечь дополнительное число клиентов.

Как утверждают в “НИКойле”, факторингом заинтересовались компании, ориентированные на выпуск потребительских товаров.

- Пока же, как на все новое, на эту услугу новороссийцы смотрят с опаской. Я думаю, она приживется в России, как и на Западе. Во всем мире оборот компаний, работающих по факторингу, в 2000 году составил более 600 миллиардов долларов! - уверен Вадим Мухаметов.
Елена КАЛАШНИКОВА и Мария АНАНЬЕВА. Тел. 25-37-51, 25-08-93.



Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?19-09-2001