01.10.2001 - 09:32
Рыбаки пошли в рейс за еду.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Прибыв из африканского рейса, который закончился многомесячным пленом в далеком порту, умер начальник радиостанции теплохода "Никифор Павлов" Сергей Битюков. Ему было 44 года. Остановилось сердце. Многие рыбаки не сомневаются в том, что причиной смерти стал тяжелый рейс длиною в год и те проблемы, с которыми пришлось столкнуться. Но несмотря на это, опять ушли в не менее рискованный рейс!
В прошлом рейсе - нехватка продовольствия, лекарств, просто чистой воды, аресты судов и ожидания на рейде, болезни, нервные срывы. Пришли "Павлов" с "Темрючанином" домой, а денег в ОАО "Новороссийскрыбпром" на зарплату экипажей нет. Повариха Людмила Байкова и электрогазосварщик Николай Ткач сейчас самые заметные члены экипажа "Темрючанина" - и в контору на "разборки" они, и в прокуратуру они, и в суд они.

- Мы так подсчитали, - говорит Людмила Васильевна, - на "Темрючанине" 50 человек экипажа, столько же на "Павлове", еще не отдали деньги "Смелову" и двум экипажам "Новороссийского рабочего". Это 300 человек. Вот если б все вместе ходили!

Всем вместе ходить не получается. Часть экипажей, не пробыв на берегу и месяца, снова отправилась в плавание. Это после года мучений! Не отдохнув, не решив толком денежных проблем, бросив накопившиеся дела семейные. А они тоже не сахар, не одна и не две семьи по итогам рейсов 2000-2001 распались. Женщины устали ждать мужей и получать их назад издерганными, больными и без денег.

- А что оставалось делать? - оставшиеся на берегу рыбаки их понимают. - Мужики уходили и говорят: "Там мы хоть кушать будем". Надеются на что-то опять. А, может, большие деньги им пообещали.

Человек десять с "Темрючанина" вновь работают на том же судне. Там - капитан, стармех, тралмастер, все "начальство". Судно это рыбпрому уже не принадлежит. Будучи в Намибии, экипаж обратился в международный профсоюз ITF, с его помощью судно за долги перед экипажем по зарплате было продано. Задешево.

- Нас теперь все упрекают в этом, - говорит Николай Ткач, - даже тетя Маша, уборщица в конторе: "Вы продали пароход!" Разве мы стали бы это делать? До последнего дня надеялись, что деньги дадут. Всему экипажу было известно, что из конторы капитану пришла радиограмма, что, мол, зарплату платить нечем - продавайте пароход.

- Судно продано за мизерные деньги, а рыбпром теперь остался с глазу на глаз с экипажем, - комментирует ситуацию финансовый директор ОАО "Новороссийскрыбпром" Иван Мацарета. - Если б хоть несколько человек на судне осталось, его бы не продали так дешево. Но экипаж бросил судно, - это мое глубокое убеждение. Вот экипаж "Никифора Павлова" выстоял. Два совершенно разных подхода экипажей к ситуации. Теперь рыбпром хочет - не хочет, но выплатит экипажам заработанное. Обязаны выплатить (и уже начали. - Прим. ред.).

Иван Федорович считает, что согласительная комиссия, созданная на предприятии для выхода из зарплатного тупика, придет к какому-то решению недели через две и в течение 3-4 месяцев деньги где-нибудь найдут.

Рыбаки на это не очень рассчитывают. Сколько уж раз обещали. Сейчас в рядах ожидающих заработанного еще год назад ходят упорные слухи о том, что в рыбпром от продажи чего-то пришли каких-то 200 тысяч долларов и их вот-вот начнут распределять. Вопрос: кому и по сколько? Больше других боятся те 12 человек с "Темрючанина", которые подали иски в суд по поводу задержки зарплаты и морального ущерба. Говорят, их фамилии в кассе висят отдельным "черным" списком.
Даже если какую-то часть зарплаты выдадут, многие рыбаки на этом не остановятся. Очень уж много несоответствий в начислении зарплаты они увидели в ходе разбирательств комиссии. Теперь накупили бухгалтерских книжек - хотят разобраться до конца.
А новые экипажи, говорят, уходят в рейс с контрактами на руках, в которых забиты еще более кабальные условия работы.

Елена ВИКТОРОВА

Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?01-10-2001