02.10.2001 - 18:03
Предприятия вздохнут - население охнет.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Цены на коммунальные услуги скоро сделают очередной виток. Правительство преподнесло сразу два “подарка” российским подданным и муниципальным образованиям.
Первый - в конце августа появилось постановление, запрещающее перекрестное субсидирование потребителей. Второй “подарок” - федеральный стандарт в оплате коммунальных услуг на следующий год предусматривает, что 80 процентов их стоимости гражданин будет оплачивать из своего кармана. Правда, полностью перекрестное субсидирование (это когда один доплачивает за другого, т.е. предприятие - за население) будет отменено лишь с 1 января 2004 года, а в предыдущие два года органы местного самоуправления обязаны будут принять меры по поэтапному сближению тарифов по категориям потребителей. Далеко идущая цель постановления - поддержать отечественную промышленность, освободив от поборов в виде раздутых тарифов на потребляемые предприятиями ресурсы.

В Новороссийске, например, разница в цене кубометра воды для промпредприятий и населения превышает 13 рублей. Ближний результат: местным властям придется пересматривать цену на коммунальные услуги для нас, бытовых абонентов. Подорожает не только вода. Ведь и тепловым сетям она будет отпускаться по большей, чем прежде, цене. Как на это решение реагирует местная власть? На одном из совещаний глава города Валерий Прохоренко уже назвал возможные последствия постановления коммунальной катастрофой. В документе заложена еще одна “мина” для мирного обывателя: органам исполнительной власти рекомендовано отказаться от практики установления льгот по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и утилизации бытовых отходов.
С увеличением федерального стандарта вроде бы понятно: пока население не оплачивает все сто процентов стоимости коммунальных услуг, деньги из казны работают на обеспеченные (хотя должно быть наоборот) слои населения. Ведь чем больше жилая площадь, которую смог позволить себе гражданин, тем больше бюджетных средств идет на ее содержание. Жилищно-коммунальная реформа и должна была устранить эту явную несправедливость. Но как у нас в стране воплощаются все благие порывы, давно уже откомментировал бывший премьер Черномырдин. Если уж опасения, что в очередной раз получится “как всегда”, не скрывают представители власти, нам точно хорошего ждать не приходится.

Правда, постановление предписывает местному самоуправлению обеспечить адресную социальную помощь малообеспеченным для оплаты коммунальных услуг, но с этим тоже заминка. Скажем, сейчас предусмотрены субсидии для тех, у кого оплата за жилье и коммунальные услуги “съедает” 19 процентов от совокупного дохода семьи. Но что делать тем, кто превысил планку малоимущего на несколько несчастных рублей, как это произошло с одной моей знакомой? Если бы свою бюджетную зарплату она получала всего на семь рублей меньше, часть квартплаты вносил бы в форме субсидии городской бюджет. А так, извини, сама справляйся. Что же ждет всех этих “счастливчиков”, оказавшихся кто на трешку, кто на десятку “богаче” своего соседа?
Вспомните шок, который мы пережили в апреле, когда были приняты новые тарифы. Именно после этого в массовом порядке стали увольняться бюджетники и даже работники самих коммунальных предприятий, где зарплаты все-таки выше, чем в здравоохранении или народном образовании.

Очередного “наезда” государства на семейный кошелек не вынесут многие. Люди со скромными, но все же позволявшими откладывать понемногу на какие-то несиюминутные нужды, доходами теперь не видят смысла перерабатывать за лишние несколько сотен - все равно все уйдет в эту прорву, называемую жилищно-коммунальным хозяйством. Причем услуги, которые обходятся нам так дорого, оказываются нам все более неохотно. Перерасчеты, которые делает ГЖУ за отсутствие горячей воды или неисправность лифта, экономят нам немного, но быт становится кошмарным.
Крыша, под которой мы живем, оказывается все ненадежней, а платить за нее приходится все дороже. Текущий ремонт домов финансируется, исходя не из потребности здания в ремонте, а из возможности бюджета. Капитальный ремонт дома в сроки, предусмотренные СНиПом, вообще вещь для коммунальщиков неведомая.
Вы бы посмотрели, как на комитете городской Думы решался вопрос о выделении средств на ремонты. Когда начальник горжилуправления попросила депутатов самих исключить из титульного списка дома на сумму недофинансирования, это предложение сочли чуть не провокацией. Никто не решился взять ответственность за то, что избиратели останутся жить в домах с протекающей кровлей, затопленными подвалами, щелястыми стенами. Обязанность определить счастливчиков и изгоев переадресовали Джавадовой, сославшись на то, что руководителю жилищного предприятия лучше знать, какой дом больше нуждается в “починке”. Но ведь в том-то и дело, что в титульный список, прежде чем быть вычеркнутыми, попали здания, которые отремонтировать надо было уже давно.

Мы все меньше можем быть уверены в качестве воды: санитарные врачи не устают напоминать о том, что ее надо кипятить, а сами дающие эти рекомендации давно уже пользуются дома фильтром.
Когда государство собирается переложить на граждан все издержки полуразрушенной коммунальной системы и считает, что их финансы это выдержат, чьи доходы оно имеет в виду? Доходы работников газовой промышленности, где средняя зарплата - 14 тысяч рублей? Или доходы хозяев нефтяных компаний? Или директорские зарплаты алюминиевых королей? Может быть, скромное жалованье руководителя РАО ЕЭС – системы, повышающей цены на свои услуги с регулярностью смены времен года?
Почему сегодня жители должны платить за гигантоманию советских пятилеток, многокилометровые теплотрассы с непроизводительными потерями тепла вместо маленьких районных котельных? За недотопы или, наоборот, обогрев улиц, когда среди зимы настежь открываются все окна, потому что батареи в наших квартирах не имеют температурных регуляторов? Почему владельцу частного дома отопление своего жилища обходится дороже, чем обитателю квартиры той же площади в муниципальном фонде, хотя “частник” покупает только газ, а не электроэнергию, газ, воду и труд работников теплосетей? Почему за воду берут по условно рассчитанной норме потребления, если, поставив счетчик и не перестав стирать, купаться и готовить, хозяин обнаруживает, что платит теперь гораздо меньше? А просто прежде он скопом платил еще и за потери во внутридомовых сетях, и за многодневные утечки на улице. Мы платим за электроэнергию, но нормально пользоваться бытовой техникой и аппаратурой не можем из-за низкого напряжения в сети.

Наша газета не раз писала о том, как беззащитен рядовой потребитель перед коммуналкой: не дозваться слесаря, электрика, сварщика, кровельщика. В ответ на наши претензии мы слышим ставшее привычным: “Платите за услуги половину, а получать их хотите полностью?”
Скоро нас заставят платить полностью. Будем ли мы получать хоть половину того, за что заплатим?

Марина РЫБКИНА
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?02-10-2001