17.10.2001 - 18:10
Спасателям теперь отоспаться бы…

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

В Новороссийск вернулся из района падения самолета ТУ-154 буксир-спасатель "Капитан Беклемишев", ставший на девять дней штабом по морским поисковым работам на месте катастрофы, возглавлял который заместитель капитана Новороссийского порта Виктор ВАСИЛЕНКО.

...4 октября, день катастрофы. Несмотря на то, что в экипаже не хватало пятерых моряков, судно срочно вышло к месту падения авиалайнера. Там уже находилось несколько судов, в том числе под иностранным флагом, пограничные катера, катер МЧС «Спортис», еще из Туапсе спешил буксир-спасатель «Меркурий». Руководителем морской поисковой операции по согласованию с правительственной комиссией был назначен Василенко.

- Оценив обстановку, я распорядился всем судам включить прожекторы, окружить компактное пятно, проступившее на воде от утечки керосина, и всю ночь на шлюпках моряки поднимали предметы, которые еще можно было выловить. Основную работу еще до нашего прихода проделал экипаж сухогруза «Капитан Вакула», оказавшийся на месте через 1,5 часа после катастрофы. Мы подняли тела четверых погибших пассажиров, некоторые предметы, относящиеся к самолету, и не только. Например, мы подняли обтекатель, у которого был очень малый радиус кривизны. Я засомневался, что он принадлежит самолету, но все тогда говорили только о террористическом акте, происшедшем в салоне лайнера, - рассказал нам Виктор Алексеевич.

-А когда вы нашли простреленную дверь самолета, вы все еще верили в теракт?

- Да, думали, что ее прошили автоматной очередью. На нашем буксире находились специалисты следственно-оперативной группы с первым замом прокурора края Николаем Бузько. Они осматривали все найденные вещи и составляли протоколы. Особенно много в месте падения плавало фотографий - вся поверхность моря была усыпана снимками взрослых и детей, мужчин и женщин с улыбками на лицах. Было жутко. Детские обгоревшие тапочки просто душу переворачивали.

- Сколько всего моряков приняли участив в поиске?

- 489 человек на 17 судах. Первые 36 часов никто не смыкал глаз. 5 октября в 17.00 мы выловили последний обнаруженный предмет, дальше рыбаки начали траление. Обследовав территорию в радиусе тысячи метров от места падения воздушного корабля, мы продолжали поиски еще 8 дней. Нам помогали вертолеты.

- Пришлось ли вам власть употребить?

- Да, когда экипаж «Академика Голицына» с английской командой не хотел работать так, как мы просили, не пускал меня на борт судна. Я им сказал: не пускаете, будете месяц здесь работать. Они быстро сориентировались и выполнили все, что от них требовалось.

- Но и «Голицын» ничего не нашел на дне?

- Он искал в точках, которые дало МЧС, а самолет при падении поменял траекторию.

- Когда вы изменили свое мнение о причине катастрофы?

- 13 октября, когда Украина признала факт попадания ракеты в ТУ-154 во время учений. Тогда же я доложил членам комиссии, что из-за шторма (волна до 3,5 метра) поисковая операция может превратиться в спасательную, потому что катер "Спортис" могло перевернуть. И было получено решение от первого заместителя министра МЧС П.Москальца об окончании операции.

- Теперь осталось отоспаться?

- И вылечить руку. За 36 часов непрерывной работы с УКВ-СВЯЗЬЮ пальцы опухли от ежеминутного нажатия на тангетку-кнопку. А экипаж "Капитана Беклемишева» должен восстановить силы - моряки вместе со всеми ходили на шлюпках, поднимали на борт высотой до 15 метров все, что находили в волнах, и, конечно, очень устали. Как и все члены поисковой группы.

Татьяна Прокопенко.
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?17-10-2001