30.10.2001 - 11:55
«ХАН АСПАРУХ» мог поднять город на воздух.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

В субботу новороссийцы, узнавшие о пожаре на болгарском танкере "Хан Аспарух", задавались вопросом: не результат ли это теракта? И с тревогой вслушивались в сообщения центрального радио и телевидения о ЧП в Цемесской бухте. К счастью, к моменту официальных сообщений опасность взрыва и разлива нефти была уже предотвращена.
Корреспонденты "НР" отслеживали всю ситуацию по спасению танкера и экипажа с помощью капитана порта Владимира Ерыгина.

- 27 октября в 4.20 утра от второго причала Шесхариса отошел болгарский танкер "Хан Аспарух", груженный 80 тысячами тонн сырой нефти, - рассказывает Ерыгин.

5.48 утра. Капитан танкера доложил Службе движения судов, что на судне обнаружен очаг пожара в надстройке, и произошел взрыв. Через 4 минуты буксир "Марс" уже шел в район, где судно терпело бедствие. Танкер находился на расстоянии 5,5 мили от мыса Дооб. На помощь "Хану Аспаруху" вышли буксиры "Туман", "Юпитер", "Титан", пограничный катер "Кубань", два буксира КТК-Р, оказавшиеся недалеко от места пожара суда "Сол Тамань" и "Михаил Добров", быстроходный катер службы спасения МЧС "Спортис", взятый в аренду Морской администрацией Новороссийска. Возглавил работу по тушению пожара и предотвращению разлива нефти вышедший на "Капитане Беклемишеве" в район бедствия начальник службы морской безопасности МАПН Лев Тарасов.

7.25. Аварийная бригада специально подготовленных моряков- новороссийцев высажена на "Хан Аспарух". Одновременно с танкера сняты на буксир "Туман" пять пострадавших членов экипажа: трое из них во время взрыва получили травмы разной степени тяжести, двое угорели. Все они были доставлены в больницу моряков. Затем на берег был высажен пострадавший от удушья донкерман танкера, его также отправили в больницу.

10.00. После тушения очагов пожара начались мероприятия по обнаружению оставшихся точек возгорания. Чтобы отсечь грузовые танки от надстройки и не дать огню и горячему воздуху добраться до взрывоопасного груза, решено было залить пеной топливное отделение и один из пустых танков.

11.00. Пламя на судне погашено. Продолжается разведка и поиск тлеющих очагов. К месту аварии доставлены все ЛАРНы - средства для ликвидации аварийного разлива нефти. Но они не понадобились. На судне пострадало от пожара около 12 помещений.

Без перерыва работают целый день все специалисты порта, АСПТР, ЧТН и КТК-Р по ликвидации опасности взрыва и разлива нефти.

28 октября, 21.00. От капитана порта Новороссийск поступило сообщение: спасательная операция по локализации очага пожара на т/х "Хан Аспарух" закончена, судно находится в безопасном состоянии.

21.15. Дано указание диспетчерам АСПТР, КТК-Р, ЧТН, "Флот НМТП" о приведении средств ЛАРН в повседневную готовность, буксирам "Марс", "Туман" - следовать в порт. "Капитану Беклемишеву" следовать в точку № 2.

21.35. Об окончании спасательной операции проинформированы: правоохранительные органы, дежурный администрации города, управление ГО и ЧС.
Пока моряки с буксиров и катеров боролись с пожаром, врачи и медсестры больницы моряков оказывали помощь пострадавшим танкеристам. Моторист Батил Батилов с диагнозом - отравление угарным газом, гипертония, сердечные боли - госпитализирован в кардиологическое отделение. Филипп Волчев и Иордан Марков, отравленные газом и продуктами горения, попали в терапию. Стояном Михайловым и Красимиром Кирезовым занялись травматологи, а Ангела Пергелова с ожогом левого глаза уложили во вторую хирургию.
Когда мы проведали пострадавших моряков в больнице, то из их рассказов уже можно было сделать вывод: не только их, но и весь наш город спасло чудо.

- Я проснулся от сильного взрыва. Койка на полметра подскочила вверх, а потом опустилась. Потолок обрушился мне на голову. Вокруг темно, свет погас, дым, дышать нечем. Когда коллега зажег фонарик, мы ужаснулись - ни одной переборки в наших каютах не было - одно огромное пространство, как длинный коридор, а там в дыму и копоти копошились люди! Мы пытались выйти из этого ада, но не знали куда двигаться. Я сразу вспомнил телерепортаж из Америки, когда там был теракт. За 20 лет работы в море я такого не видел, - говорит Стоян Михайлов. У него сотрясение головного мозга и мелкие раны на ногах и руках.

В терапевтическом и кардиологическом отделениях можно было не спрашивать, где лежат болгары - на весь этаж раздавался их тяжелый, надсадный кашель.

- Наглотались дыма,.. - сокрушался Батил Батилов, лежа в обнимку с кислородной подушкой.

- Вам уже полегче?

- Да, систему поставили, - показывает на капельницу. - Но дышать тяжело, мешает что-то в груди.

- Вы теперь не бросите плавать?

- Нет. Слава Богу, все обошлось, а говорят, что два раза Бог людей не испытывает. Значит, больше пожаров в жизни не будет, - храбрится Батил.

И только Ангел Пергелов не скрывал своего подавленного настроения:

- Это настоящий шок. Такого стресса, наверное, никто из нас в жизни не испытывал. Знающие люди скажут, что спастись во время пожара на танкере почти невозможно. Причину взрыва мы не знаем. Это, может, капитан скажет. Он у нас - моряк опытный.

Когда верстался номер, стало известно, что причина взрыва и пожара на танкере - неправильная эксплуатация плавсредства.

- Такого не должно было быть, и никогда еще не было в морской практике. Из ряда вон выходящий случай. Скопившиеся газы из грузовых танков поднялись в жилые помещения и в помещение управления гидропомповой лебедкой - гидронасосов. Искра от работы электромоторов послужила детонатором для взрыва, - объяснил происшедшее капитан порта Ерыгин. - Виноват капитан танкера. Сейчас судно готовится к отходу из порта. Машина у него в мореходном состоянии. Капитан "Хана Аспаруха" объявил благодарность всем, кто почти двое суток не смыкал глаз. И я благодарю всех работников портофлота, АСПТР, ЧТН, КТК-Р за самоотверженную работу.

Трагедии не произошло. Благодаря слаженной работе всех новороссийских служб порта восемьдесят тысяч тонн нефти не загорелись и танкер не взлетел на воздух. Но где гарантия, что подобная ситуация не повторится. Как нам спокойно спать, находясь рядом с причалами КТК в Южной Озерейке? Можно себе представить, что могло бы произойти при взрыве танкера. А если бы в порту находились контейнеры с ОЯТ?

Татьяна ПРОКОПЕНКО
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?30-10-2001