30.10.2001 - 11:59
Новороссийцы отказываются сесть на "пороховую бочку".

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Терминалы для хранения ОЯТ строятся в Новороссийске, Мурманске, Санкт-Петербурге и Дудинке - эту сенсационную новость опубликовала на днях газета "Московский комсомолец".

У депутатов еще есть шанс не допустить превращения России в международную ядерную свалку" - под таким лозунгом прошла пресс-конференция, организованная представителями "Яблока", "Регионов России" и "зелеными". По словам депутата-"яблочника" Сергея Митрохина, если закон "Об охране окружающей среды" будет принят без соответствующих поправок в пользу экологии, а не в пользу сторонников ввоза ОЯТ, то противники ввоза отходов обещают устроить референдум и распространить на территории России брошюрку со списком депутатов, одобривших превращение страны в ядерную свалку.
А тем временем, несмотря на тщательное сокрытие Минатомом всяческой информации о сроках ввоза и местах хранения ОЯТ, стало известно, что первый эшелон с отходами прибудет в Россию из Болгарии, пройдя через территорию Румынии и Украины. Помимо сухопутных будет использоваться и морской маршрут. (Кстати, в связи с угрозой терроризма власти США уже принимают меры по прекращению транспортировки радиоактивных отходов по своей территории, сообщает "МК".)

Напомним, что Министерство по атомной энергии предполагает ввезти в Россию около 20 тысяч тонн высокорадиоактивных отходов или отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в течение 10 лет. В среднем это 1-2 поезда в неделю. Всего - свыше 670 эшелонов. "Учитывая состояние железных дорог, неорганизованность и плохую координацию ответственных служб, плохую оснащенность охранного персонала, поезда, перевозящие ОЯТ, можно назвать "мобильными Чернобылями", - считает Владимир Сливяк, сопредседатель международной группы "Экозащита".
Экологическая организация "Экозащита" встревожена тем, что при провозе ядерных отходов поезда попадают под управление целого ряда организаций, некомпетентных в вопросах ядерной энергетики, - это и МПС, и транспортные службы, и различные департаменты. Между тем, сообщают экологи, показатель аварий и катастроф на транспорте в России в 2-3 раза выше, чем в других промышленных странах.
Озабоченность экологов также вызывает ситуация с контейнерами для перевозки ОЯТ, используемых Минатомом. Учитывая состояние транспортных магистралей и значительно возросшую аварийность на железнодорожном транспорте, как сообщает NTV RU, Госатомнадзор запретил перевозить ОЯТ в контейнерах старого типа, которые изготовлены более 20 лет назад, так как они не отвечают современным требованиям безопасности. Однако Минатом игнорировал это решение и продлил сроки действия сертификатов-разрешений на перевозку ОЯТ в контейнерах этого типа. Кроме этого, Госатомнадзор нашел массу нарушений и при производстве некоторых транспортных контейнеров, которые поступали на различные заводы Минатома России.
Российские экологи заявляют, что нередко сотрудники атомной индустрии отказываются соблюдать даже минимальные требования безопасности. Так, Госатомнадзор обнаружил, что один из грузов Сибирского химического комбината из Томска с ядерными материалами перевозился без каких-либо знаков радиационной опасности.
24 октября экологи провели акции протеста в городах, расположенных вдоль Транссибирской магистрали, в ответ на планы Минатома перевозить иностранные ядерные отходы по России.
В то же время Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, дал в "Комсомольской правде" свой комментарий ситуации:

- По сообщениям СМИ, Госатомнадзор РФ на днях потребовал от компании "Техснабэкспорт" обеспечить законность транспортировки ОЯТ с Козлодуйской АЭС в Болгарии на переработку в Красноярский край. У перевозчика нет лицензии на подобную деятельность, проект не прошел экологической экспертизы в соответствии с законом, а сама сделка не рассматривалась специально созданной президентской комиссией. По утверждениям прессы, компания "Техснабэкспорт", являющаяся подразделением Минатома РФ, проигнорировала эти требования государственного контрольного органа. Нет оснований не верить информации журналистов, тем паче не опровергнутой официальными структурами.

Несмотря на обещания парламентариев, в сфере ввоза и хранения в России импортного ОЯТ по-прежнему нет гласности.
При легализации импорта ОЯТ обеспокоенной общественности обещали безопасность сделок, которые, уверяли их сторонники, дадут казне миллиарды долларов. Но одно дело - обещания, другое - реальность, способная не только перекрыть краткосрочную выгоду от импорта ОЯТ долгосрочными затратами на обращение с ним, но и ухудшить экологическую ситуацию в целом.

Во-первых, вместе с утилизацией атомная энергетика потребляет больше, чем отдает. Именно это, кстати, удерживает от ее развития ту же Великобританию. Мы же, помимо имеющихся у нас собственных 14 тысяч тонн отработанного топлива собственных АЭС, готовимся ввезти минимум 20 тысяч тонн чужого. Во-вторых, больших средств потребует модернизация мощностей наших полигонов, рассчитанных на переработку лишь определенного количества своего ОЯТ. В-третьих, при нынешней изношенности транспортной инфраструктуры дополнительная перевозка опасных грузов рискованна. Наконец, и это главное, никто в мире не узаконивает безвозвратный ввоз чужих радиоактивных отходов. Зарабатывающие переработкой ОЯТ Англия и Франция импортируют его на основе безусловного обратного вывоза поставщиками отходов переработки. Наши законы хоть и предусматривают, но не требуют этого категорично. Здесь и зарыта собака. При переработке ОЯТ образуются дополнительные и, как утверждают специалисты, еще более опасные и в большем количестве радиоактивные отходы, для которых пока не существует безопасного способа обращения. Значит, пока его не будет, они останутся не утилизированными и должны будут где-то и как-то храниться до лучших времен. Как долго? Десять лет, сорок, вечность? Не станут ли могильники, вроде строящегося по соседству с Кузбассом, территориями, навечно потерянными для страны и опасными для ее населения?
Сама идея превращения страны за деньги во всемирное хранилище опасной продукции сомнительна. Да и уж какая особая выгода от сделок по ОЯТ?! Поделите планируемые от них 20 миллиардов долларов в течение 20 лет на каждого россиянина - не густо выходит. А наверняка не будет и того. К примеру, болгары за то, чтобы упомянутый "Техснабэкспорт" забрал от них к нам их ОЯТ, готовы заплатить по 620 долларов за килограмм. Минатом РФ строил свои расчеты, исходя из минимальной цены в тысячу долларов. Как образно сказал авторитетнейший отечественный эколог Алексей Яблоков, "Минатом с желанием получить 20 миллиардов долларов похож на пьяницу, продающего за ящик водки даже не свою квартиру, не принадлежащую ему территорию России против желания ее граждан".

Не менее обеспокоены своей судьбой и новороссийцы. Ни один здравомыслящий горожанин не может согласиться с планами Минатома, выбравшего наш порт для перевалки грузов 7-го класса опасности. Рабочая комиссия городской Думы по контролю за перевалкой ОЯТ и других опасных грузов через порт Новороссийск обратилась в ГУП "Атомспецтранс" Министерства РФ по атомной энергии с письмом, в котором, в частности, сказано: "Депутаты и специалисты, вошедшие в комиссию, не исключают, что сторонники идеи использования Новороссийска в качестве перевалочной базы для грузов 7-го класса опасности могут предложить для этого более-менее безопасную технологию. Но эта технология, как видно из письма Минатома и вашего послания, не учитывает расположение Новороссийска в самом "горячем" регионе страны, его втянутость в острые мировые геополитические амбиции и процессы. Например, Новороссийск с его техногенным потенциалом является очень удобным объектом для терактов. При нынешней скученности множества потенциально опасных производственных объектов на узкой полоске суши вокруг Цемесской бухты, рядом с жильем и социальной инфраструктурой, достаточно "поднести спичку" в любое место на берегу, чтобы мгновенно полыхнуло все вокруг. Комиссия не исключает, что таким "местом поджога" могут стать причалы, отведенные под перевалку вышеназванных грузов. После того, что произошло в США, говорить о какой-то гарантированной защите от такого действия просто смешно.
Да и надеяться на то, что опасность терактов в Новороссийске со временем уменьшится, не приходится. Наш город оказался чуть ли не в центре стратегических и политических притязаний южных соседей России, что, естественно, не добавляет ему стабильности.

В своих решениях комиссия исходила и из факта резко отрицательного настроя общественного мнения Новороссийска против идеи перевалки ОЯТ через наши порты. Посулами щедро компенсировать возможные экологические издержки от перевалки ОЯТ и страхи людей, понимающих, что они сидят на "пороховой бочке", сегодня не удастся: горожане сполна "наелись" невыполненными обещаниями авторов последнего "проекта века" - Каспийского трубопроводного консорциума - и слушать новые просто откажутся.
Естественно, члены комиссии не враги государственным интересам, от рабочих контактов с Вашими представителями мы не отказываемся. Но мы предупреждаем: интересы города и горожан никому и ничему не будут принесены в жертву. Наши контакты, наши консультации могут иметь место при непреложном предварительном условии: через Новороссийск ОЯТ не пойдут. Есть другие пути перевалки опасных грузов, которые могут быть освоены с помощью федеральных средств, выделяемых под эти цели, опыта Новороссийска по осуществлению столь сложных проектов и технологий, накопленных в наших портах."

Ирина КОДАК
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?30-10-2001