01.11.2001 - 21:52
Нам грозит финансовый передел. Уйдут ли все налоги КТК в федеральную кубышку?

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Не успели новороссийцы разгадать недавнюю загадку КТК: "открылся он или все-таки нет" (уже четвертый танкер с тенгизской нефтью отправился в путь от выносного причального устройства в Южной Озерейке, а руководство консорциума с завидным упорством называет этот процесс "пробным режимом работы"), как нам преподнесли очередной сюрприз, и тоже связанный с Каспийским трубопроводным консорциумом. Во время недавнего визита в город губернатора края Александра Ткачева и его команды под сомнение была поставлена реальность ожидаемых краем и Новороссийском доходов от деятельности КТК.

Первый заместитель главы краевой администрации Виктор Бондарь сообщил, что Министерство финансов РФ предложило правительству изменить существующую ныне схему распределения налогов от деятельности КТК-Р таким образом, что ни Новороссийск, ни Краснодарский край обещанных отчислений от налогов и прибыли не получат. Все пойдет прямиком в федеральный бюджет. К сожалению, более подробного комментария относительно реальности такой перспективы у самого Виктора Михайловича получить не удалось - он уехал в командировку. Однако косвенное подтверждение этой информации мы нашли в краевой газете "Кубанские новости". "Приходится признать, что сейчас краевой и городской бюджеты от КТК получают незначительные налоги, потому что по принятым ранее договоренностям значительная часть доходов консорциума идет за возврат займов, но уже в ближайшие годы, когда вопрос по погашению займов будет закрыт, край, по существующим на сегодня договоренностям, должен начать получать в виде налогов десятки-сотни миллионов долларов", - сообщает газета в публикации о визите Ткачева в Новороссийск. И еще одна важная цитата из того же источника: "Сейчас ставится задача - четко и быстро уладить последние проблемы и начать уже не "пробную", а полномасштабную эксплуатацию трубопроводной системы КТК. Раз соглашение подписано, значит по нему и надо работать... Должны быть соблюдены все заложенные в договора интересы Кубани. И руководители Краснодарского края резко выступают против возможности пересмотра любых ранее достигнутых договоренностей. Работа должна вестись на основе имеющихся договоров. Интересы Кубани не могут быть ущемлены."

Согласитесь, что все эти вроде как безличные напоминания о "ранее достигнутых договоренностях" и интересах Кубани вкупе с выступлением Виктора Бондаря - более чем тревожны. Единственный привлекательный для Кубани и Новороссийска фактор в проекте КТК - именно финансовый. Ведь только гарантии миллиардных доходов могли склонить отнюдь не питающего к "западной интервенции капитала" батьку Кондрата к согласию на размещение в крае объектов консорциума. Да и глава Новороссийска Валерий Прохоренко, добиваясь регистрации КТК-Р именно у нас, естественно, предполагал: город за размещение объектов, потенциально опасных в техногенном и экологическом аспектах, получит серьезную компенсацию.
Надо сказать, что главам края и муниципального образования предлагали вовсе не кота в мешке. Финансовые параметры, наряду с сомнениями других составных проекта, были известны еще до начала строительства трубопровода.
Согласно расчетам за 40-летний период эксплуатации трубопровода в федеральный и региональный бюджеты России должно поступить примерно 23,3 миллиарда долларов США в виде налоговых поступлений и части прибыли. Две трети налогов должны перечисляться в бюджеты регионов по маршруту нефтепровода. В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями Краснодарский край должен получить за срок эксплуатации 6,7 миллиарда долларов. И повода не верить этим расчетам не было. Предмет особой гордости КТК - беспрецедентный педантизм в неукоснительном следовании, до мельчайших деталей, огромному по объему проекту. Здесь не было места российскому "авось" и "на глазок". Казалось, на предпроектной стадии определена была даже форма бутербродов на фуршетах в честь знаменательных этапов большого нефтяного пути.
И вот после завершения строительства начались сюрпризы. Подтвердить информацию о пересмотре налоговых схем нам не удалось ни в Минфине, ни в московском офисе КТК. Руководитель Западного региона КТК-Р Виктор Долгов комментировать эту ситуацию не стал:

- Единственное, что я могу сказать, КТК исправно платит налоги в бюджеты всех уровней. В 1999 году мы заплатили свыше 546 миллионов рублей, в 2000 - 665 миллионов, за девять месяцев текущего года - 405 миллионов. А распределение налогов - это не наш вопрос, это проблема межбюджетных отношений. Ни от каких ранее достигнутых договоренностей, в том числе и по финансам, мы отказываться не намерены.

Финансисты горадминистрации категорически отвергли возможность пересмотра налоговых схем: налоги КТК платит по месту регистрации - в Новороссийске, и для того, чтобы пустить их в обход города и края, надо менять Налоговый кодекс. Другое дело, сообщили нам, что в городской бюджет денег КТК поступает немного. Но это вопрос не КТК, а того, какие нормативы отчислений и по каким налогам определены для города. К примеру, норматив налога на имущество у Новороссийска довольно приличный, но в связи с постановлением десятилетней давности магистральные трубопроводы имеют льготы именно по этому налогу, город не дополучает солидную сумму с шестью нулями.
А на какую сумму доходов от деятельности КТК вообще может рассчитывать Новороссийск? В управлении экономики и прогнозирования горадминистрации нам сообщили, что цифра определится довольно скоро - после собрания акционеров КТК (оно пройдет в ноябре) и определения бюджетных нормативов на 2002 год.
Поэтому вопрос, волнующий новороссийцев, - что мы получим в обмен на малоприятное соседство с экологически опасным объектом и нефтяной трубой, остается открытым.

Татьяна ПЕТРОВА
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?01-11-2001