19.12.2001 - 15:40
Учись хватать воришку за белую манишку.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

За последние несколько месяцев супермаркеты и дискаунтеры легко и красиво вошли в нашу жизнь. В городе насчитывается уже больше 10 магазинов “без прилавков”, а в будущем году, по нашей информации, их прибавится столько же. Универсамы принесли их хозяевам дополнительные заботы. В частности, пришлось решать проблему воровства.
0,3-0,8 процента от товарооборота - такой урон наносят магазинам воришки, если верить данным мировой статистики, где супермаркеты существуют уже более 50 лет.

- Порой в день мы выявляем 3-5 человек, которые намеревались что-то тайком вынести из магазина. Причем по социальному статусу люди самые разные: от бомжей до вполне прилично одетых личностей. Бывают и курьезы: человек делает покупку на 600 рублей, а кусок мыла прячет в карман, - рассказывает директор магазина “Магнит” на улице Бирюзова Елена КОРЖИНА.

В спальных районах города в главных воришках числятся школьники. По заявлению директора дискаунтера “Секунда”, что на улице Героев-десантников, в 9 случаях из 10 попадаются пацаны. Спросом у них пользуются шоколад да печенье. Как ни странно, в рейтинге украденного следом за сладостями идут шампуни, гигиенические тампоны и водка.

- Зимой воруют чаще и больше: под верхней одеждой товар легко спрятать, - рассказывает директор ООО “Скваттер”, открывшего два дискаунтера, Игорь Николашин. - Некоторые умудряются соорудить под нарядом систему резинок, под которыми можно вынести необъемные товары, например, женские колготы.

Если верить мировой статистике, 80 процентов украденного на совести самих работников супермаркетов: уборщиков, кассиров.

- Одно время мы фиксировали больше недостачи. Когда стали разбираться, выяснилось, что “виноваты” были кассиры. Они “не доносили” товар до сканера, раздавался звуковой сигнал на соседней кассе, а работник был уверен, что его аппарат посчитал товар, - рассказывает директор супермаркета в 13-м микрорайоне Игорь Дяченко.

Чтобы избавиться от подобных промахов, руководство предприятия даже подумывало ставить контролера над кассирами. Но решили подождать с такими мерами, ограничившись дополнительным инструктажем.
Кстати, именно кассиру легче всего надуть родное предприятие. В мировой практике известны случаи, когда это делалось легко и виртуозно. На запястье руки приклеивался спичечный коробок. “Помощник” подносил к кассе корзину с дорогой пищей, кассир вроде бы делал свое дело. Но сканер считывал не покупаемый товар, а код на спичечном коробке. Выходит, подельник платил лишь за корзинку со спичками ...
Если с “внутренним воровством” хозяева магазинов борются внушениями, то в борьбе с внешними ворами есть масса действенных методов.

- В Европе практикуют более совершенные системы слежения. Через систему установленных по всему магазину камер охранник может заглянуть в любой уголок супермаркета, за каждый прилавок. Для нас это пока дорогое удовольствие. В Москве стоимость охранных систем - от 25 тысяч долларов, - рассказывает Игорь Дяченко. Не всегда спасает и чек-пойнт, реагирующий на украденный товар. Наклейка - индикатор охранной системы - крепится только на дорогостоящем товаре - от 50 рублей (вино, коньяки). А в нашем супермаркете 11 тысяч наименований товаров, 80 процентов которых стоимостью ниже 50 рублей.

Способом защиты могут стать и установленные в зале объемные зеркала, клиент видит в зеркалах себя, и у него создается иллюзия, что за ним наблюдают. Это классический психологический прием существенно снизил количество ЧП в супермаркетах.
В системе магазинов “Магнит” НФ ЗАО “Тандер” упор сделали на усиление работы службы безопасности и увеличение контролеров в зале, а также на тесный контакт с милицией.

- Практикуются рейдовые мероприятия. Милиционеры, одетые “по гражданке”, работают в зале дискаунтера и выявляют воров, - рассказывает супервайзер НФ ЗАО “Тандер” Сергей Трегубов.

Порой работники торговли в своих подозрениях перегибают палку. Сейчас сектор по защите прав потребителей горадминистрации разбирается с жалобой потребительницы, которую оскорбили в дискаунтере: работники службы безопасности заставили снять верхнюю одежду и обыскали ее.

- Если сотрудники универсама заподозрили человека в совершении кражи, они могут его лишь задержать до приезда милиции. Обыскивать, составлять протокол личного досмотра имеют право лишь представители служб правопорядка. Самовольные решения сотрудников магазина в отношении потребителя можно квалифицировать как нарушение прав человека. Жертва инцидента может смело подавать в суд и выиграет, - рассказывает Светлана Шендрикова, руководитель сектора по защите прав потребителей.

Кстати, оставлять дамскую сумочку на входе в магазин вовсе необязательно, уверена Светлана Валентиновна.

- До тех пор, пока работники супермаркетов не станут относиться к посетителям магазинов по-человечески, воровство не остановить. Хозяева магазинов сами моделируют пространство, притягивая к магазину неприятности, - уверена директор центра социально-психологической адаптации гуно Светлана Гузева, которая сама оказалась жертвой чересчур бдительных охранников супермаркета. - Я считаю, что хозяевам новых магазинов просто необходимо чаще инвестировать деньги в обучение персонала. Иначе они потеряют клиентов.

Чему можно обучить сотрудников:

* технологиям продаж для начинающих;

* продвинутым продажам для руководящего звена;

* оценке персонала.

Где: ЦДО “Комплит”, центр социально-психологической адаптации, клуб психологов “Инсайт”.
Елена Калашникова и Мария Ананьева. Тел. 25-37-51, 25-08-93
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?19-12-2001