20.12.2001 - 21:08
Ударим оптимизмом по гололеду!

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

С 18 декабря вся Кубань оказалась в чрезвычайном положении. 19 декабря, по сообщению пресс-службы края, с утра были практически непроходимы перевалы в районе Раевской и на Джубгской автотрассе. Чтобы растащить развернувшиеся на гололеде трейлеры, обращались за помощью к военным, в атаку на гололед планировали бросить армейскую технику. Заместитель главы администрации края Александр Иванов обратился к владельцам легковушек с предостережением: лучше воздержаться от поездок, если что - помощь может и не прийти.

Закупорена и железнодорожная артерия: под Новороссийском и Туапсе застряли более шести тысяч вагонов с экспортными грузами, 20 пассажирских поездов, парализовано пригородное сообщение. В Сочи, Туапсе, Архипо-Осиповке рассвет вторника был темным: снегопад обесточил побережье. К середине дня беда добралась и до Новороссийска: рухнули обледеневшие провода высоковольтной линии, идущей со стороны Геленджика. Не выдержали ледяной корки в несколько тонн и опоры линии в 35 кВт.

Без света оказался район Шесхариса. Предприятия переходили на резервное электроснабжение от дизельных станций. В горы на линию были высланы аварийные бригады Юго-Западных электросетей. Электромонтерам предстояло, пока не кончится световой день, пройти несколько десятков километров вдоль трассы по ледяной корке. Машины “Урал” забирались так высоко, как только могли, остаток пути электрики проделывали пехом.
У городских электросетей вторник выдался не таким хлопотным. Главный инженер Алексей Болотов сам был удивлен: за день всего 26 заявок на ремонт. В боевой готовности - 14 аварийных бригад, экипированных техникой. Директор Юго-Западных сетей Виктор Дихнов с тревогой ждал метеосводок и вспоминал 1978 год, когда за пару часов повалило и опоры, и провода практически везде.
Новороссийцы, расслабившиеся в этом году без “веерных” отключений, не запаслись свечами впрок и метались по магазинам и рынкам в поисках “долгоиграющих” брусочков, но, увы... Даже тонкие, дорогие и быстро сгорающие новогодние свечи с прилавков почти размели.
Во вторник, по крайней мере, не отключались основные котельные, проблемы с теплом были лишь в Глебовке и на девятом километре. Штаб принял решение слить воду, чтобы не заморозить систему. Глебовских школьников распустили по домам. Насосы на водонапорных станциях останавливались ненадолго, на график подачи воды это не влияло. А вот на Неберджае на двое суток застряли без сменщиков рабочие. В среду с утра туда была послана машина с питанием и сменой.
Туго пришлось больным и медикам. Поликлиники на “той стороне” работали по сокращенному графику, участковые терапевты не могли добраться до пациентов.

На станции “Скорой помощи” дежурили 12 машин, из них -лишь три с ведущими передними мостами. Их дали на кардиологию, детскую и одну линейную бригады. Остальные семь машин часто высаживали врачей и фельдшеров на полдороге - на “бугры” было не подняться. Правда, военные подкинули 4 вездехода. Старший врач смены Геннадий Бровко рассказал, что где-то к полудню стали появляться первые жертвы гололеда. Если с утра народ, пешком добиравшийся на работу из самых отдаленных районов города, шаркал подошвами по насту, то днем в городе (а на окраинах и подавно) был сплошной каток. Подбирали пациентов прямо на улицах. В начале пятого вечера, когда мы созванивались со “Скорой”, как раз с перекрестка Исаева-Энгельса доставили пациента с переломами ключицы и плеча.
Самыми проблемными адресами оказались “бугры” и Мефодиевка: на 50 метров выше улицы Васенко жизнь, по выражению Бровко, заканчивалась. Подняться по зеркалу гололеда было невозможно. Такси не принимали заявок в Восточный округ, где снежные заносы достигали полутора метров. Но основные магистрали чистили. Валерий Прохоренко сам проверял эту работу.
В среду троллейбусы начали ходить в южной части города, пустить их в Восточный округ невозможно из-за обледенения контактной сети.
У англичан есть поговорка: не бывает плохой погоды, бывает плохая одежка. Они, конечно, правы. Климат на острове не лучше нашего, но ведь живут же! Семьдесят процентов территории России с октября по апрель лежит под снегом, но ни сибиряки, ни уральцы, ни жители средней полосы таких неудобств, как новороссийцы, не испытывают.

Как сообщил начальник Новороссийского гарнизона генерал-майор Юрий Кривошеев, по просьбе городских властей военные держат в постоянной готовности четыре “Урала”, машины большой проходимости, 50 солдат, сведенных в аварийно-спасательную команду. По одной машине передадут административным округам, если возникнет необходимость подвозки продуктов в магазины, больницы, школы. Четвертая остается в резерве. Хотя бы для тех же энергетиков. Генерал сказал, что гусеничную военную технику выкатывать на помощь бесполезно, ибо боевые машины тоже скользят. Милиция просила БМД, чтобы растащить застрявшие на перевале крупнотоннажные фуры. Ей были вынуждены отказать. Лучшим тягачом на наших дорогах может быть трактор К-701 “Кировец”.

Пробка из грузовиков, скопившихся на перевале в первые дни стихии, все же рассосалась самостоятельно. Никто никого не растаскивал. Об этом сообщил и.о.начальника батальона ДПС Юрий Куслий. Перевал сейчас открыт для движения транспорта, так что для экстренного или необходимого сообщения с равнинными районами края возможность была и остается. В городе же движение даже общественного транспорта по рекомендации ГИБДД ограничено.
Вчера на очередном заседании городского штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации глава города Валерий Прохоренко обозначил приоритет - восстанавливать то, что разрушено, и выдвигать для чистки дорог тяжелую гусеничную технику. И еще - в случае повального отключения электроэнергии все должно быть готово к сливу воды из отопительных систем жилых домов и административных зданий. Необходимо сохранить коммуникации. Председательствовавший далее замглавы Иван Аристов обозначил основные направления работ: подвоз хлеба и продуктов, особенно на городские окраины и в поселки; система жилищно-коммунального хозяйства должна подготовить бригады на случай слива воды, а в больницах, школах, административных зданиях необходимо назначить ответственных за этот процесс; расчищать дороги. По двум первым направлениям работа в городе велась и ведется в целом удовлетворительно. В горах есть восемь порывов линий электропередач, но сегодня совместно с бригадами из края энергетики начнут восстановительные работы. На электроснабжении города пока аварии не сказались. Активно помогают службам солдаты и офицеры 7-й ВДД. В некотором роде скандальной оказалась ситуация с чисткой дорог. Признано, что запоздали на эту проблему обратить внимание. Начальник отдела ГИБДД Андрей Захаров без обиняков заявил - во вторник городские предприятия практически не выделяли тракторы для расчистки дорог. Даже Иван Аристов в Восточном округе на джипе застрял в сугробе и не мог выбраться из него около полутора часов. Прямо в администрации представителей всех крупных организаций, имеющих гусеничную технику, обязали назвать точное количество тракторов, которые они выделят, и “нарезали” участки ответственности.

Непогода “застеклила” дорогу так, что иногородние поставщики товаров вынуждены сорвать договора, отменить рейсы. Прилавки, конечно, за пару-тройку дней полностью не опустели. Но уже ощущается дефицит дешевого молока.

- Представители кропоткинского и калининского заводов не смогли прорваться к нам. С последним сырозаводом нет даже телефонной связи. Больше всего опечалило то, что нас подвели местные производители: новороссийский молзавод даже не предупредил, что их молоко в продажу не поступит, - переживает товаровед ЗАО “Северный Кавказ” Людмила Дмитриева.

Во вторник через перевал прорвался автомобиль с продукцией стародеревянковской фирмы “Калория”, который спешил пополнить прилавки магазинов ЗАО “Гала-К”. В среду перевал покорила молоковозка абинского молзавода. Анапчане и кропоткинцы запланировали рейсы на Новороссийск в четверг.

По-прежнему напряженка с завозной птицей. Машина славянского птицекомбината с Волчьих ворот отправилась назад. Особый дефицит представляет хлеб. В “Гала-К” вместо 40 наименований хлебобулочных лишь два, и этому рады. На “ту сторону” добрались лишь машины ЗАО “Новоросхлебкондитер” и ООО “СКЭНД”. В общем, дамы и господа, сушите сухари, если есть из чего.

Марина Рыбкина, Матвей Прокопенко, Алексей Гарьковой, Мария Ананьева.
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?20-12-2001