11.01.2002 - 16:44
Зима просто сошла с ума.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Непогоду - голыми руками.

Народ ворчит по поводу морозов, ледяных глыб и перебоев с транспортом. А то, что тысячи людей, несмотря ни на что, выполняют свой профессиональный долг и не дают городу погрузиться в ледяной хаос, для разобиженных горожан незаметно. Репортеры "НР" решили рассказать о тех, кто противостоит зимней стихии-2002. Автоколонна № 1490 перешла на круглосуточный график работы. Во избежание разморозки автобусов водители еженощно дежурят в боксах и прогревают технику.

- Только что покинули вахту Валерий Сутормин и Александр Артеменко, - говорит диспетчер автоколонны Лариса Жимрова, - они не смыкая глаз поочередно заводили машины. Зато все автобусы вышли на линию.

Мы идем в боксы, где трудятся слесари. Руки примерзают к металлу, а в перчатках много не наработаешь: слесарь должен чувствовать деталь.

- Ничего, мы приноровились, - не унывают рабочие, - на 5-10 минут забегаем погреться за кружкой чая и опять на холод. Автобусы часто с линии сходят - замерзает тормозная система. Заливаем спирт, денатурат выручает.

- Почему не возите людей на “бугры”? - задаем вопрос начальнику автоколонны № 1490 Арнольду Абарышеву.

- Там, где опасно и скользко, мы не рискуем, и пусть на нас люди не обижаются, - сказал он.

В троллейбусном управлении сегодня тоже вся надежда на расторопность слесарей. Из-за мороза в два раза увеличился расход контактных “вставок”, других запчастей. Склады с запасами деталей опустели, “летят” электродвигатели.

- Если честно, мы до перестройки так не суетились, как в эту непогоду, - признается сменный мастер Виктор Цвигун. - В холода троллейбус особенно уязвим: и рессоры разбиваются, и подрамники.

Критическая ситуация сложилась сегодня на железной дороге. Ее обсуждали на селекторном совещании, которое проводил заместитель министра путей сообщения Сергей Гришин.

- Почти каждый год на железной дороге в декабре и январе - переизбыток вагонов: все фирмы “подбивают” свои обязательства по поставкам товаров и сырья, - комментирует ситуацию начальник управления транспорта и связи Владимир Ткач. - Скопление вагонов случилось и в этот раз, еще больше усугубила проблему непогода.

Сегодня на Северо-Кавказской железной дороге скопилось 5 тысяч 400 вагонов, которые пришли на новороссийские предприятия, 1 тысяча 385 из них уже стоят на нашей станции. Ежедневно совместными усилиями докеров морского торгового порта, СРЗ и других предприятий разгружается от 550 до 600 вагонов. У некоторых получателей - элеватора, лесного порта - уже не хватает емкостей.

У докеров труд каторжный - грузы на открытых платформах похожи на айсберги. Чтобы “откопать” их изо льда, используют лопаты и отбойные молотки.
В некоторых бригадах на СРЗ простуды уменьшили состав докеров на 30 процентов, разгружать вагоны поставили специалистов-судоремонтников.
Более пятисот обрывов электросетей ликвидировали в эти дни аварийщики.
Особенно тяжело им пришлось на Мефодиевке и Шесхарисе. Чтобы забраться на “бугры”, тянули туда машину с песком, а потом уже “вышку”. Железобетонные опоры облеплены льдом 20 сантиметров толщиной. Прежде чем применить “когти”, его долбят вручную.

В тепловых сетях тоже есть повод посетовать на холода - все городские котельные рассчитаны на понижение температуры максимум до минус тринадцати. Сегодня они запущены на полную мощь. Работники теплосетей обещают, что если температура еще больше не упадет, мы не замерзнем.

По порту утки плавали

Себя и свои предприятия новороссийцы называют водоплавающими в прямом смысле слова. Мы выбрали “рекордсменов” по погружению в воду.

На третьем месте оказалась железнодорожная станция “Новороссийск”. Только что занявший свой пост новый начальник станции Федор САВЧУК карьеру начал с боевого крещения:

- В самой нижней точке станции вода при наводнении поднималась до 70 сантиметров, - рассказывает он. - Все стрелки потопило, электродвигатели были залиты, возили их сушить аж в Крымск, Тимашевск, Краснодар. Ущерб мы оцениваем почти в миллион рублей. На трое суток были практически остановлены грузовые перевозки, принимали только пассажирские поезда. Спасибо воздушно-десантной дивизии, около сотни солдат дней десять помогали нам расчищать стрелки, пути от снега. Сегодня работаем уже стабильно.

Второе место в рейтинге стихийных рекордов - за вагоноремонтным заводом. Вода по заводу стояла на уровне 70-80 сантиметров.

- Залило цеха полностью, несколько дней народ не мог вообще попасть на завод, - говорит главный инженер ВРЗ Анатолий Науменко, - двигатели поснимали, котельную остановили, в цехах холодно. Люди как могли спасали заводское имущество. Особенно отличились ребята из гаража - почти вручную, а кто и босиком по воде, они перетаскивали материал для ремонта вагонов.

Предварительно ущерб - под два миллиона рублей. Кроме того, мы уже миллиона на три недодали продукции.

В “лидерах” ОАО “Новорослесэкспорт”. Здесь по районам просто плавали утки, вода в самых глубоких местах стояла до 110 сантиметров.

- Цемес вышел из берегов, - рассказывает и.о. генерального директора Виталий БОБРО, - волной сносило заборы, мы были вынуждены отключить подстанцию, обледеневали причалы, краны обмерзали, но уже через сутки мы практически восстановили и выгрузку, и отгрузку леса. Уже отгружено около 20 тысяч тонн, хотя, конечно, отстаем немного.

Но у клиентов претензий нет, наоборот, они страшно удивляются, что мы не потеряли из-за стихии ни одного кубометра леса. Пиломатериалы, конечно, были подтоплены, но ничего не унесло в море и не было списано, как в прежние годы, на стихию.
Свой ущерб мы оцениваем в миллион рублей, но рассчитываем его возместить - наше предприятие застраховано.

Куплю валенки за любую цену

Стужа до минус двадцати уменьшила количество потенциальных покупателей на вещевом рынке. Вопреки всякой логике, народ вовсе не спешил утепляться, оставив с замерзшим носом продавцов, понадеявшихся на обратное.
- Вчера не продал ни одной шапки, - жалуется хозяин палатки № 21 Владислав Мешков, объясняя такой провал в бизнесе плохими дорогами и невозможностью станичников добраться до рынков. Лидером продаж в мороз стали не норковые шапки, а вязаные - по 100 целковых за штуку.

Зато праздники у тех, кто торгует детскими дубленками: народ не жалеет денег на своих чад.
Продаются дешевые перчатки за 25 рублей. Героем торговых рядов стал один торгующий, на ногах которого красовались настоящие русские валенки.

Магазины, торгующие бытовой техникой, перевыполнили все планы по продаже обогревателей.
В “Орбите” хитом морозных дней был российский масляный обогреватель за 1,5 тысячи рублей. А вот объемы продаж “жидкого топлива” - алкоголя с окончанием новогодних праздников пошли на убыль. Зато вырос спрос на чай.

Овощи «съел» мороз

Где купить свежие овощи в хорошем состоянии? - этим вопросом задается сегодня любая хозяйка.

- В этом году мы овощи на зиму не закладывали, - сказали нам в ООО “Витамин”, - потому что шел ремонт холодильников. Сейчас нам просто не могут овощи завозить.

В ООО “Пчелка” идет только оптовая торговля овощами.

- Среди наших клиентов числятся серьезные покупатели: такие, к примеру, как “Черномортранснефть”, - сказала коммерческий директор ООО “Пчелка” Лариса Казанцева. - Но мы снабжаем не только предприятия, берет овощи на реализацию магазин “На Солнечной”.

В МУП “Новоросторг” тоже не могли обрадовать хорошим ассортиментом и качеством овощей.

- Как только начались морозы, не могут проехать наши поставщики, - сказал директор МУП Сергей Борисов. - А все запасы были разметены в три дня.
Центральный рынок практически пуст. А продавцы, отважившиеся торговать, взвинтили цены. В четверг утром морковь стоила по 20 рублей за кило. Картофель идет по 10-12 рублей, капуста - по 8, свеклы не было.

На “Западном” расположили свой товар только два продавца. Капусту продавали по 8, морковь - по 14, свеклу - по 7-8 рублей за кило.

На Южном выбор однозначно интересней. На свежие, не ударенные морозом, овощи торговцы ставят такие цены: 10-17 рублей за кило стоит картофель, морковь - 10-16 рублей, свекла и капуста - 10. Апельсины и мандарины стоят здесь 25-30 рублей.

В Цемдолинском центре выбор не так богат, но есть практически все: морковь - по 13-18, капуста - по 10, свекла - по 13-18, картофель - по 12 рублей.

Снег снова делает город «невыездным»

Сказочный снегопад обещает городу новые злоключения. В кабинете первого заместителя главы города Ивана АРИСТОВА уже заседали члены оперативного штаба, отвечающего за жизнедеятельность города.

- Стихийного бедствия, по данным метеорологов, в городе не было, - говорит зам.председателя КУЭМИ Виктор ПОЛОХАН. - И хотя такие морозы и осадки в городе в последний раз были 50 лет назад, жилищно-коммунальное хозяйство города работает в обычном режиме, ни у кого ничего не просит, использует аварийные запасы. Мы готовы к тому, что лучше погоды не будет до конца января.

Несколько часов не было электроэнергии в Алексино - подстанцию завалило; пошли перебои с водой - на Троицком групповом водоводе упали опоры под трубами на протяжении полутора километров, вышли из строя полтора десятка скважин. Три дня подряд бригада рабочих горводоканала работает на Неберджаевском водохранилище - рабочих просто не могут сменить, машины туда никак не пробьются.

Самые большие претензии городских властей - к филиалу государственного предприятия “Федеральные дороги”, которое отвечает за состояние участков дороги от “Бригантины” до поворота на Раевскую и за Сухумское шоссе. Город и предприятия тратят на их расчистку собственные деньги, иначе “та сторона” и въезд в город будут просто “невыездными”.

Елена Калашникова, Вика Николаенко, Мария Ананьева.
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?11-01-2002