16.01.2002 - 13:14
Судьба у театра такая - драматическая.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Прошло уже десять лет, как состоялась одна шумная сделка, проведенная втихую от города комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края - продажа недостроенного здания драмтеатра в частные руки. Такие юбилеи не празднуют: именинника нет. Обещанный городу театр по-прежнему существует только в чертежах и эскизах. Все эти десять лет страсти вокруг долгостроя, чья судьба от перемены собственника не изменилась, то затихали, то закипали вновь. Вопрос, который задавала общественность, таков: как долго вся культурная жизнь Новороссийска будет тесниться в зале на 600 посадочных мест? Где театр?

Где театр, вновь спрашивают новороссийцы. Недавно в адрес местных властей поступило письмо, подписанное председателями всех национальных обществ. Их беспокоит, что вместо того, чтобы достраивать театр, новый собственник возвел на прилегающей территории двухэтажный особнячок, часть театрального участка продана банку "Возрождение", который начал и бросил строительство, театральная территория захламлена, а помещения розданы в аренду. "Если и передавать недвижимость, так в состоятельные руки", - заключают такие уважаемые в Новороссийске персоны, как Алла Парцикян, Владимир Чиковани, Александр Насыров, Зинаида Тренда, и другие. Вопрос о судьбе театра задали и мы. Только не органам местного самоуправления, что, на наш взгляд, не вполне по адресу, а владельцу здания - генеральному директору ЗАО "Далфин" Александру Кущиди, чье право собственности, как это ни досадно, может быть, общественности, подтверждено в учреждении юстиции в сентябре минувшего года, после серии судебных разбирательств Кущиди с бывшими компаньонами.

Александр Ставрович рассказал корреспонденту "НР", что планы его не поменялись, несмотря на то, что времена удачных гешефтов для "Далфина" прошли. Кущиди уверяет, что строительные работы время от времени, когда появляются деньги, возобновляются.

- Когда "Далфин" покупал незавершенное здание театра, я не был призван становиться инвестором строительства, - говорит Александр Ставрович. - На мне, как директоре фирмы, лежали управленческие функции. Давать деньги на строительство должны были мои компаньоны - Маркос Шиапанис, выступавший посредником в поисках инвесторов, и найденный им богатый греческий коммерсант Коккалис. Именно они дали деньги на покупку театра, но потом охладели к этой затее.

Судя по публикациям в столичной прессе, кипрский и греческий компаньоны Кущиди нашли более выгодное занятие, чем строительство культурного центра в российской провинции. Прошлой зимой "Московский комсомолец" с помощью своего собкора в Афинах обнародовал сведения о том, как именно эти господа заставляли улыбнуться себе коммерческую удачу. В публикации сообщается о некой фирме, прикарманившей 15 миллионов долларов российского Национального фонда спорта (НФС). Афинские газеты убеждены, что эта фирма принадлежала как раз господину Коккалису, одному из учредителей скандально известной в России электронной игры "Лотто-миллион", треть прибыли от которой должна была пойти на нужды спортсменов, но не пошла.

Как утверждает Кущиди, он не только остался в полном одиночестве перед необходимостью достроить театр (сохранение "культурного" профиля объекта было обязательным условием продажи), но пришлось возвращать и вложенные в покупку средства. Причем не только возвращать, но и доказывать факт возврата денег в судебном порядке, поскольку бывший компаньон - кипрская компания "МС энд КО бизнес менеджмент энд консалтинг", принадлежащая Шиапанису, выставила Кущиди имущественные претензии.
По якобы существующему невозврату денег была попытка уголовного преследования. Кущиди, по его словам, пережил четыре обыска, но прокурор города счел, что оснований для уголовного дела нет, а спор, возникший между бывшими компаньонами, подведомствен арбитражному суду. В прошлом году точка в судебных разбирательствах поставлена. В удовлетворении иска кипрскому предпринимателю отказано.

Все эти треволнения, объясняет Кущиди, сильно отвлекли его от строительства театра. Видимо, поэтому владелец здания не уложился в полтора года - срок, в который покупатель обещал завершить строительство. Ведь продажа шла не с аукционных торгов, где выигрывает предложивший больше денег. Это были конкурсные торги, и продавец отдал предпочтение ЗАО “Далфин”, пообещавшему в короткое время построить театр. Есть помехи, утверждает Кущиди, и иного рода - администрация города не дала "добро" на строительство автозаправочной станции, прибыль от которой Александр Ставрович предполагал, по его словам, вкладывать в будущий театр. В злонамеренности администрацию, между тем, заподозрить трудно: место под заправку директор "Далфина" выбрал крайне неудачное - в центре города, в двух шагах от театра. Кто же будет пренебрегать СНИПами, санитарными требованиями и безопасностью рядом живущих людей в пользу частного предпринимателя?

Поэтому основной финансовый источник, который может быть мобилизован на оживление стройки - арендная плата. Необитаемое с виду здание довольно плотно заселено. "Квартиранты" в недостроенном театре - на всех более-менее приведенных в порядок четырех этажах. "Агропродторг", "Новмортранс", "Транском", "Вилма", "Кровельный центр-2000", "Южный регион-сервис" и другие, общим числом в полтора десятка. Какой доход это приносит владельцу - коммерческая тайна, неприкосновенность которой имеет право нарушить лишь налоговая инспекция. Александр Ставрович называет лишь общую за прошедшие годы цифру - пять миллионов долларов, за точность которой ручается. Для начала были проведены работы по консервации объекта, чтобы свести к минимуму возможные разрушения здания. По оценке инспекции государственного архитектурного и строительного надзора, сообщил нам Кущиди, консервация проведена грамотно. Строительные же работы Кущиди начал не с фасада, где усилия собственника сразу стали бы видны глазу новороссийцев, а с "начинки". Встроена, говорит Александр Ставрович, собственная небольшая электроподстанция, в соответствии с проектом выполнены артистические и другие подсобные помещения, которые сейчас и приносят доход в виде арендной платы.

- Я вкладывал деньги прежде всего туда, где можно было рассчитывать на быструю отдачу, - комментирует Кущиди.

Но все эти работы были сделаны до 1997 года, после чего Кущиди, по его словам, стали преследовать всякие неприятные и тяжелые для него обстоятельства. Тем не менее в наступившем году Кущиди собирается достроить сцену. На это нужны семь с половиной миллионов рублей. Такой суммы у "Далфина" нет. Поэтому Кущиди в поисках компаньонов. Такие, убежден Александр Ставрович, быстро отыщутся, как только городская власть проявит к предпринимателю доброжелательность, ведь лояльное отношение чиновников входит в понятие благоприятного инвестиционного климата. Подрядчик для дальнейшего строительства уже выбран. Кущиди сообщил, что заключил договор с Союзом строительных организаций Новороссийска.

На складе, рассказывает Александр Ставрович, у него много оборудования для сцены: пеньковый канат, фрамуги, лебедки, а поворотный круг уже установлен.

- Театр начнет работать еще до окончания строительства, - выдает сенсационную новость Кущиди. - Как только сцена будет готова, натягиваем занавес и задник и снимаем телевизионные версии спектаклей.

Четвертый этаж театра Кущиди на 15 лет сдал телевизионному 33-му каналу, который, видимо, и обеспечит трансляцию постановок пока не существующей труппы.

Эфирное время Кущиди, ставший недавно соучредителем информационного холдинга "Югмедиатрек", уже получил. Пока это четыре часа в месяц. В отсутствие театра и профессиональной труппы Кущиди обеспечивает культурный досуг новороссийцев передачей собственного авторства. А это уже не какая-то там проектная тысяча мест. Новороссийцы будут просто обречены проводить вечера в обществе переместившейся в телеящик Мельпомены.

Так что театр у нас, по-видимому, будет. В телеверсии.

Потому что темпы строительства настоящего театра оптимизма не внушают. Кстати, в документе, выданном Кущиди управлением юстиции, процент готовности здания значится иной, чем при оформлении купли-продажи: 48 процентов вместо 78. Вероятно, за эти годы здание все-таки ветшало и разрушалось. Во всяком случае, цифры говорят: сегодня объект почти вдвое дальше от завершения, чем десять лет назад.

В городе время от времени вспыхивают разговоры о том, можно ли поменять владельца.

Переписать сценарий приватизации может только суд, если бывший собственник в лице краевого комитета госимущества решит, что продешевил, и обратится с иском о признании сделки ничтожной. Либо, как поясняют юристы, прокуратура усомнится в чистоте сопутствовавших продаже долгостроя обстоятельств. Обстоятельства эти не так уж и безупречны: о торгах широко не объявлялось, и это наверняка существенно сузило круг потенциальных покупателей. Хотя... как знать, что было бы сегодня со зданием, попади оно тогда в другие руки? Даже у акционерного общества "Новошип", стабильно входящего в пятерку крупнейших налогоплательщиков, нет возможности достроить приобретенный им примерно в те же годы Дворец цементников. Вернуть театр целиком город вряд ли сможет. Но администрация города, об этом недавно заявил глава, намерена найти способ, как достроить театр, как привлечь инвестиции и как сделать театр общегородским.

Марина Рыбкина.
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?16-01-2002