30.01.2002 - 17:02
И в тесноте, и в обиде.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

В троллейбусный парк вот-вот прибудут три новых машины. Поредеют ли людские толпы на остановках? После разговора с начальником троллейбусного управления Сергеем Князевым стало ясно, что нет. В часы "пик" мы по-прежнему будем брать троллейбусы штурмом.

- Сергей Вячеславович, по каким маршрутам пойдут новые троллейбусы? Учитывается ли при распределении машин интенсивность пассажиропотока? Ведь очевидно же, что по одному маршруту машины идут одна за другой, и салон не переполнен. А на иных маршрутах стоишь битый час и даже на подножку не втиснешься. Почему, например, полученный в январе троллейбус пустили до железнодорожного вокзала, ведь доехать туда и прежде не составляло большой проблемы?

- К сожалению, и по шестому, на вокзал, и по другим маршрутам троллейбусы пойдут не в дополнение к старым машинам, а вместо них. Старый транспорт отправляем в утиль, сроки его эксплуатации давно вышли. Мы продлевали жизнь троллейбусов, как только могли, но использовать их дальше становится просто опасно. Поэтому количество машин на каждом маршруте останется прежним.

- И все-таки пассажирам, "поцеловавшим" двери битком набитой "девятки", трудно поверить, что во все районы города так же сложно добраться, как в Восточный округ. Поэтому повторю вопрос: пассажиропоток вообще в городе просчитывается?

- Знаете, раньше, когда не был развит частный транспорт, мы сами формировали маршрутную сеть. Сейчас нам труднее сориентироваться, чтобы грамотно расставить подвижной состав. Ведь на одних направлениях с нами работают и маршрутные автобусы. Посчитать, где сколько единиц транспорта и равномерно ли он распределяется, это уже функция службы единого заказчика. Но вряд ли сейчас кто-то осилит изучение пассажиропотока. Мы, например, делали это полтора десятка лет назад, с привлечением специалистов из Москвы. В качестве счетчиков мы привлекли несколько сотен студентов, учащихся профтехучилищ и старшеклассников. Определялись "пики" перевозок и время, когда троллейбусы шли почти пустыми. Рассчитывались объемы перевозок по времени суток и работа каждой конкретной остановки. В тот день (а было это 26 ноября) насчитали 180 тысяч перевезенных пассажиров. Тогда же мы узнали, сколько троллейбусов не хватает городу, чтобы обеспечить нормальный интервал движения, - восемь штук. С того времени население Новороссийска значительно выросло, а маршруты удлинились: появились 14-й и 13-й микрорайоны, разросся 9-й. Разрыв между реально имеющимся парком машин и потребностью в них тоже увеличился.

- Понятно, что у города нет денег, чтобы купить троллейбусы и устранить эту диспропорцию, в результате которой у нас любая поездка в утренние и вечерние часы оборачивается стрессом. Но как объяснить, что в самую горячую пору, с шести до семи вечера, когда людям нужно добраться с работы, троллейбусы через один следуют с табличкой "в депо". Неужели нельзя передвинуть время ваших пересменок?

- Если б было можно, так бы и сделали. Но нас ограничивает КЗоТ. Как раз в это время у большинства водителей заканчивается рабочий день, если сдвинуть его часом позже - кто будет развозить людей утром? Точно то же и с водителями, начинающими работу с 14 часов, - для них как раз в 18-19 часов наступает время обеда. Трудовое законодательство не позволяет нам свободнее распоряжаться временем отдыха водителей и кондукторов, а держать запасных - убыточно. Да что запасных - у нас до положенного по штату не хватает 30 водителей. Так что на вечерний "час пик" за руль сажать некого. Как ни передвигай, а все равно часть машин будет возвращаться в депо в самое неудобное для пассажиров время. Поверьте, мы ищем способ что-то поменять, ведь для нас это тоже проблема: платежеспособный пассажир уносит свои деньги коммерческому перевозчику.

- Тем более, что если человек ехал сплющенным в неестественной позе и не мог достать свои три рубля, то к своей остановке пассажир уже убежден, что платить должен не он, а ему - в качестве компенсации за неудобства.

- Да, и на этом мы тоже теряем. В последнее время много жалоб от жителей 14 микрорайона и восточного округа. Служба единого заказчика разработала план расстановки пассажирского транспорта. По этому плану в 14-м микрорайоне на линии должны быть 53 автобуса. Где же они? Мы переадресуем в эти районы небольшое число троллейбусов, но проблему в целом это не решит.

Что ни изобретай, единственный способ снять напряженность в общественном транспорте - увеличить его количество, но это нам, новороссийцам, в обозримом будущем не грозит.

Марина Сергеева.
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?30-01-2002