31.01.2002 - 16:18
Дети, молчавшие по многу лет, заговорили!!!

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Новороссийские психологи из реабилитационного центра "Ромашка" создали программу, благодаря которой пять из десяти маленьких пациентов начали говорить.

Десятилетний Сережа на уроке рисования вдруг тихо сказал: "Дерево...". С психологом Татьяной Пшенных от этого случился шок - она расплакалась. Почти восемь лет Сережа не разговаривал. И педагогу уже стало казаться, что диагноз "аутизм" для него - пожизненный приговор, ведь никто и никогда в нашей стране не готовил цельных методик по работе с такими детьми. Конечно, когда собственные дети трещат без умолку с утра до вечера так, что хоть уши затыкай, невольно думаешь: когда, наконец, они закроют рот... Но представьте себе, что за трагедия, когда малыш годами не говорит ни слова! Аутизм - это особенное состояние ребенка, когда он полностью уходит в себя, живет внутренними фантазиями, не хочет и не может общаться с внешним миром. Родители видят, что он все понимает, но не говорит. А как помочь ему, не знают.

Психологу Татьяне Пшенных пришлось собирать методику из разрозненных источников. На первом этапе ей очень помогала другой психолог из "Ромашки" Елена Сазонова, которая изучала семьи, где растут ее пациенты. Выявились три причины, от которых замедляется развитие речи у них: наследственность, родовая травма или сильный стресс. Потом с каждым ребенком проводились индивидуальные занятия.

- Чтобы вызвать у ребенка желание общаться, надо пробудить в нем сильные эмоции, - говорит Татьяна Пшенных. - Для этого я приносила на занятия новогодние маски, яркие игрушки, электрические фонарики. С помощью мыльных пузырей развивала правильное дыхание. А потом мы начали курсы иппотерапии и дельфинотерапии. Лучше всего получилось у детей знакомство с лошадьми. С дельфинами оказалось сложнее - в дельфинарий ехать далеко и дорого.

Сережа, самый трудный пациент Татьяны Викторовны, испытал сильные впечатления от лошадей. Сейчас он дома иногда выдает маме целые фразы.

Родители очень хотят, чтобы процесс адаптации сына шел побыстрее. Когда их ребенку исполнилось два года, они заметили, что у него вдруг перестала развиваться речь. Долго не могли поставить диагноз. Отправились на занятия в "Ромашку", на какое-то особенное чудо не надеясь. Но теперь многие знакомые, увидев Сережу, замечают, что он изменился, стал более контактным. Психолог "Ромашки" считает, что вскоре мальчик будет готов к домашнему обучению школьным предметам. Мама Ирина Николаевна и сама очень много с ним занималась.

Занятия с родителями, так называемая холдинг-терапия, одно из важных условий адаптации аутичных детей по программе Татьяны Викторовны. Каждый день мама обязательно берет на руки ребенка и, обняв его, читает с ним, рисует, смотрит телевизор и обсуждает передачу. И это должно длиться не менее полутора часов. Результаты появились как раз в тех семьях, где у мам хватало терпения на холдинг-терапию.

Восьмилетний Даниил вдруг раскрылся, когда с ним стали заниматься на компьютере. Он быстро понял, как управлять электронной машиной. С психологом вместе они рисуют на экране монитора, выбирают любимые и нелюбимые цвета. У мальчика сохранный интеллект, и если удастся его до конца адаптировать, он может стать программистом. А Татьяна Викторовна сейчас разрабатывает курс компьютерной арт- терапии, который считает своим ноу-хау.

Количество детей с признаками аутизма растет. Многим из них ставят диагноз - задержка психического развития. Родители могут распознать аутизм в домашних условиях: если их ребенок не только уходит от общения, но и сильно долго возится с одной игрушкой, регулярно встает на цыпочки, боится темноты или сильного освещения, луча солнца, часто включает и выключает свет и т.д. Таких пациентов в "Ромашке" ждут, с ними готовы работать бесплатно. О подробностях можно узнать по телефону 63-04-36.

Светлана Добрицкая.
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?31-01-2002