11.03.2002 - 15:59
Крупнейший порт России.

источник: Газета "Новороссийские Ведомости" [ http://www.gnv.ru ]

Из общего количества обработанных грузов львиная доля - 44 млн. тонн - пришлась на нефть и нефтепродукты, 717 тыс. тонн - прочие наливные грузы, жидкие удобрения и жидкие продовольственные грузы. Больше, чем когда-либо переработано сухих грузов - 11,8 млн. тонн. Наибольший рост произошел в перевалке зерновых - 77 процентов, контейнерных - 52 процента, сахара-сырца - 25 процентов, цемента насыпью - 21 процент, наливных грузов - 10 процентов. В то же время по разным причинам на 7 процентов снизилась переработка металлов, на 7 процентов - минеральных удобрений, на 55 процентов - целлюлозно-бумажной продукции.

В 2001 году после длительного перерыва НМТП возобновил активную перевалку скоропортящихся грузов. Ввод нового портового склада-холодильника емкостью 5 тыс. тонн - это одно из самых значительных событий для портовиков в прошлом году. Добиться еще более впечатляющих результатов, к сожалению, помешала погода в последние два месяца прошлого года.
- Привлекательность того или иного транспортного маршрута во многом определяется способностью порта удовлетворять потребности грузовладельцев в качественном сервисе, - говорит генеральный директор акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" Владимир Ковбасюк. - Основными требованиями клиентов к стивидорной компании является сегодня обеспечение необходимой интенсивности и качества грузовых операций, снижение себестоимости погрузочно-разгрузочных работ и, соответственно, стоимости услуг. Удовлетворить эти потребности портовый оператор может, только наращивая собственный производственно-технический потенциал (ПТП) и эффективно используя государственное имущество. От того, насколько полно ПТП компании соответствует современным техническим требованиям, какие преимущества по производственным возможностям порт имеет по сравнению с конкурентами, насколько это помогает порту быстро адаптироваться к смене грузопотоков, во многом зависит сейчас и будет определяться в будущем успех деятельности любой стивидорной компании.

Выбрав для себя такую стратегию, портовики продолжили в прошлом году программу обновления и увеличения парка перегрузочного оборудования. В минувшем году введено более ста единиц перегрузочной техники на сумму свыше 326 млн. рублей. Новое пополнение включило очередной мобильный кран грузоподъемностью 100 тонн. В настоящее время порт имеет оборудование и технику, с помощью которой коллектив способен решить любые запросы клиентов по переработке генеральных грузов и многих видов навалочных грузов. Причалы АО "НМТП" оснащены портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, специализированными установками для перегрузки цемента и зерновых грузов мобильными кранами. Парк колесной перегрузочной техники различной грузоподъемности составляет более 350 единиц. Такой ПТП позволяет обеспечить порту выгрузку судов, вагонов и автотранспорта практически без ограничений, с надлежащей сохранностью грузов и высокой эффективностью.

Сегодня разработана программа развития компании, поддержанная акционерами. Программа включает несколько инвестиционных проектов. В настоящее время находится в различной стадии проектирования и подлежат осуществлению такие перспективные проекты, как строительство глубоководного причала 1-А на нефтерайоне, удлинение широкого пирса Западного района, строительство склада для химических удобрений на Восточном районе, реконструкция 5-й пристани, создание дополнительных открытых складских площадей для генеральных грузов. Выбор приоритетов для инвестиций был выполнен с учетом структуры и объемов тяготеющих к порту грузов, дальнейшей эксплуатации комплекса с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры, а также обеспечения быстрого возврата вложенных средств. Строительство причала 1-А обусловлено, с одной стороны, все возрастающими объемами экспорта сырой нефти через Новороссийск, а, с другой стороны, тем фактом, что существующий терминал функционирует на пределе своих эксплуатационных возможностей. Строительство этого причала для порта важно по нескольким причинам. Во-первых, увеличение пропускной способности терминала, что позволит обслужить значительно больший объем грузопотока сырой нефти, а значит, увеличит доходы компании. Транспортный маршрут продажи нефти через Новороссийск считается сегодня наиболее эффективным и самым дешевым, и все возрастающие объемы перевалки на существующем причале подтверждают эту тенденцию. Поэтому у руководства порта имеются все основания сказать, что новый причал будет востребован в полной мере. Во-вторых, наличие второго глубоководного причала позволит проводить поочередно техническое обслуживание и ремонт двух глубоководных причалов, не останавливая обслуживание крупнотоннажных танкеров в Новороссийске.

Создание специализированного контейнерного терминала планируется в рамках разрабатываемого проекта удлинения широкого пирса Западного района. В результате удлинения пирса на 240 метров будут созданы 2 дополнительных причала (по одному с каждой стороны пирса) с глубинами до 13 метров, и дополнительная складская площадь около 4 гектаров. Проектом предусматривается организация контейнерного терминала мощностью 90 тыс. контейнеров в год с возможностью дальнейшего расширения. Поддержание арендованных причалов в рабочем состоянии и их капитальный ремонт является частью обязательств портовиков перед государством по договору аренды. В этом вопросе руководство НМТП видит свою задачу несколько шире и не ограничивается во многих случаях только ремонтом и восстановительными работами.

Если существует техническая возможность для увеличения пропускной способности причала и это экономически обосновано, то разрабатывается проект его модернизации. В этом случае компания выполняет обязательства договора аренды по капитальному ремонту, восстановлению проектной характеристики технических конструкций, получает возможность увеличения объемов перевалки грузов. Такой подход был использован в рамках модернизации и восстановлении несущей способности причалов нефтегавани Шесхарис. В результате двухлетней работы были капитально отремонтированы и модернизированы семь причалов. Завершено строительство 4-го нефтерайона порта. Это, в конечном итоге, позволило добиться в прошедшем году таких впечатляющих результатов по грузообороту нефти и нефтепродуктов. Другой пример такого рода - это комплекс работ по модернизации 5-й пристани, предполагающий реконструкцию с увеличением длины причалов на 33 метра. Реализация такого технического решения даст возможность принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 32 и до 42 тыс. тонн на двух причалах пристани. И, соответственно, позволит существенно увеличить грузооборот продовольственных и химических грузов.

Аналогичный подход будет использован и для дальнейшей модернизации 3-й пристани. Реконструкции гидротехнической части предполагает увеличение длины причала до 271 метра с глубинами до 12,5 метров. Еще один пример развития портовой инфраструктуры - это проект модернизации и превращения в полноценный причальный фронт существующего контейнерного терминала. Выборная конструкция причала эстакадного типа с гасящим энергию волн причальным откосом позволит при благоприятных погодных условиях выполнять на нем грузовые операции, а в случае ветров и волнения южного направления выполнять функции берегозащитного сооружения. Потенциал НМТП может многократно возрасти при решении проблемы эксплуатации нового Юго-восточного района порта. Огромные государственные средства вложены в строительство новых причалов, транспортная инфраструктура для которых отсутствует. В результате вопрос использования этих причалов государственные органы не могут решить уже несколько лет, заморозив так необходимые для портового развития средства. Государство не получает доходов от капиталовложений, прекрасная возможность для развития порта не используется. Совершенно очевидно, что необходимость решения всех вопросов по интеграции новых портовых сооружений в существующую инфраструктуру порта, последующая рационализация использования отдельных районов порта в изменившихся условиях требует комплексного подхода и единого планирования. А значит, по силам только компании, эффективно эксплуатирующей существующие терминалы Новороссийского порта уже многие годы. По мнению руководства порта, в Юго-восточном районе целесообразно разместить комплекс для перевалки калийной соли и серы. Кроме того, есть смысл последовательно перевести туда перевалку навалочных грузов из других районов порта, используя достаточно большие территории нового района для создания специализированных терминалов с высокопроизводительным оборудованием и складскими комплексами. Создание в Новороссийске опорной информационной базы также будет способствовать увеличению грузооборота. Для организации информационной взаимосвязи между всеми участниками транспортного процесса необходимо создать транспортный логистический центр, который будет осуществлять координацию организационно-коммерческих вопросов. Началом работ должна стать разработка нормативных документов, и первый из них - соглашение об информационном обмене документами между агентами Новороссийского транспортного узла. Наряду с решением организационных вопросов необходимо провести обследование существующих бизнес-процессов работы транспортного узла, провести анализ имеющихся автоматизированных систем управления всех участников. Параллельно с подготовительным этапом уже сегодня можно начать обмен информацией, решая локальные программно-технические вопросы.

Коллектив НМТП продолжает наращивать усилия, направленные на то, чтобы создать самые благоприятные условия клиентам для осуществления эффективного бизнеса через южные морские ворота страны.

Евгений Рожанский. Собкор "Вольной Кубани".
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?11-03-2002