23.10.2002 - 13:43
Пассажиры - ничто, грузы все.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Руководство СКЖД отменило шесть «новороссийских» пассажирских поездов. Теперь пункт их отправления и прибытия - Анапа.

Через неделю для того, чтобы отправиться в Калининград, Минск, Саратов, Красноярск, Томск или встретить с этих поездов друзей и родственников, новороссийцам нужно будет поехать в соседний город-курорт (перенесен еще и один московский поезд, но он - летний). У Сергея БРОДЕЦКОГО, начальника анапского вокзала, по этому поводу на душе праздник. На перроне, который скоро станет длиннее и краше, я застала его в ожидании последней комиссии, которая проверит готовность железнодорожного хозяйства к приему новых поездов. Тут же встречаю начальника дорожной дирекции по пассажирским перевозкам “Севкавэкспресс” Василия ДУБОВИКА. Все недоумевают - чем могут быть недовольны новороссийцы?! Ну уйдет часть поездов из города, ну и что, какие проблемы? И так больше половины пассажиров этих поездов выходили, не доезжая до Новороссийска, в Тоннельной, чтобы потом добираться до Анапы. А знаете, какой теперь будет анапский вокзал? Сюда большие деньги вложат, к лету многое реконструируют.

- Вы волнуетесь, как отсюда добраться до Новороссийска? - удивляется Василий Васильевич. - Не переживайте. Уверяю вас, к прибытию поезда привокзальная площадь будет забита автобусами и маршрутками. Знаете, расскажу, как мы недавно решили “пошутить”, отменили электричку Ростов-Таганрог. Так на следующий день один предприниматель взял кредит, купил двадцать маршруток и поставил на этот маршрут свое дело. Когда движение электрички возобновили, оказалось, что на ней некому ездить.

За то, что некому будет нас перевозить, действительно переживать не стоит. На анапском вокзале рассказали, что как только пошли разговоры о переносе поездов, новороссийские вокзальные таксисты быстренько организовали “круглый стол” с коллегами из Анапы и поделили новый пассажиропоток, застолбили сферы влияния, согласовали тарифы. Народ из Анапы, безусловно, уедет и туда доберется, другой вопрос - сколько это будет стоить? Сегодня у таксистов на анапском железнодорожном вокзале расценки таковы: до автовокзала - 80 рублей, до Новороссийска - 520 рублей, до Кабардинки - 600. И это в межсезонье!

Начальник новороссийского вокзала Юрий КРАВЧЕНКО “в трауре”. - Мне ничего о причинах отмены наших поездов не говорят, и никто по этому поводу со мной не советуется, - сокрушается он. - Я не знаю, на чем основано такое решение. Даже если посчитать по количеству населения - в Анапе живет ну тысяч сто. В Новороссийске - 300, на побережье до Архипо-Осиповки, а все в эти населенные пункты ехали через наш город, еще больше ста тысяч. Как они все будут добираться через Анапу?

Самой большой потерей для горожан Юрий Григорьевич считает отмену саратовского поезда. Он единственный ходил через Краснодар-Тихорецк-Сальск-Волгоград, другого поезда в этом направлении нет. Зато теперь он есть в Анапе.

- С инициативой переноса части пассажирских поездов в Анапу железнодорожники начали выходить еще лет десять назад, когда построили анапский вокзал, - о предыстории вопроса рассказывает начальник Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги Евгений ГОРЛАКОВ. - Он в четыре раза больше, чем новороссийский, его для этого и строили.

Последней каплей для железнодорожников стала августовская стихия, когда Новороссийск на несколько дней захлебнулся пассажирами, оказавшись отрезанным от “большой земли”.

Все это вместе легло на давно подготовленную почву - не первый год ведутся разговоры о том, что пассажирские поезда, прибывающие в наш город, очень мешают грузовым составам, стремящимся в порты. Составы вынуждены простаивать на подходах к городу, при этом большие деньги теряют портовики, железнодорожники, грузоотправители, судовладельцы, грузополучатели, экспедиторы, агенты и далее по цепочке длинная вереница людей, которые не любят терять деньги.

Поэтому чего проще глобальные проблемы транспортного узла, который входит в систему международного транспортного коридора “Север-Юг”, а тот, в свою очередь, еще в какую-нибудь транснациональную систему, решить за счет безответного пассажира. Тот и так с трудом наскребает деньги на железнодорожный билет, стоимость которого дорожает по нескольку раз в год. Подумаешь, соберет еще пару сотен на поездку в Анапу и обратно. Кстати, целесообразней, подсказали знатоки, направляясь домой, не ехать до Анапы, а выйти в Крымске. Такси оттуда стоит сегодня 150 рублей. При этом вы еще сэкономите на времени (поезд от Крымска до Анапы тянется около трех часов). Вот видите, можно же найти выход.

- Я никаких документов по поводу отмены поездов пока не видел, - отреагировал на новость начальник управления транспорта и связи горадминистрации Владимир ТКАЧ. - Это должны были обсудить с нами - прежде, чем принимать решение. Я считаю, это хамский подход, когда считают тонны, а не пассажиров и их удобства.

Вот-вот. Тем более, что нам к такому подходу уже не привыкать. Когда-то у нас в городе был аэропорт - убрали. У нас была катерная переправа и возможность добраться до городов побережья морем. Где все это?

Теперь невыгодным оказались и железнодорожные пассажирские перевозки. Чего нас лишат в следующий раз? И это в обмен на убедительные доводы о росте грузоперевалки в портах, а следовательно, о дополнительных поступлениях в бюджет, рабочих местах и т.д. Давайте будем реалистами и скажем сами себе, что абстрактный увеличенный бюджет простого горожанина не греет. Уже не первый год новороссийские порты бьют все рекорды по перевалке грузов. И что? Врачи и учителя получили надбавку к зарплате? Пенсионеры бесплатно пользуются городским транспортом? Дети в школах наедаются так, что не обедают дома? В городе чисто, светло и дороги, как скатерти? Нет, нет и нет. Тогда ради чего все это?

Елена КАЛАШНИКОВА.
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?23-10-2002