26.12.2002 - 18:07
За слона в посудной лавке отвечает ее хозяин.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Предпраздничный шопинг, как утверждают психологи, здорово поднимает настроение. Но в толчее торговых точек может случиться неприятность, которая обеспечит такой стресс, что никакого Нового года не хохочешь. Если, конечно, не знать законных прав потребителя.

Чудная елочка с двенадцатью елочными игрушками, стоявшая в торговом зале, вдруг рухнула за спиной новороссиянки М. Продавцы обвинили бедную женщину в том, что это она сумочкой смахнула елку, и потребовали выплатить 1900 руб. (ровно столько значилось на ценнике елки). Слабые протесты покупателя спровоцировали крутые меры: продавцы удерживали «провинившуюся» до приезда вневедомственной охраны, составили акт, пригрозив М. судом. На другой день дама получила письмо, где значилось следующее: если она не заберет испорченную елку себе, выплатив фирме обозначенную сумму, предприниматель подает в суд. Обиженная женщина, так и не признав своей "вины", обратилась в сектор по защите прав потребителей "белого дома", где уже скопилось немало подобных жалоб. Был случай, когда покупатель, осматривая витрины в супермаркете, смахнула рукавом бутылку коньяка, и хозяева магазина "без прилавка" потребовали оплатить ее.

На рынке выпала бутылка с пятновыводителем из рук женщины, пластмассовая крышка треснула на декабрьском морозе. Хозяева автолавки потянули беднягу к старшему контролеру рынка, пригрозив вызвать милицию и отобрать сумочку. Как пишет пострадавшая в своей жалобе, "контролер также предложил заплатить за ущерб".

Словом, мы частенько раздражаем хозяев торговых точек своей неловкостью. Кто прав, а кто виноват, вели "случился" ущерб? - с этим вопросом пришлось обратиться в сектор по защите прав потребителей.

- В вышеописанных случаях потребитель не виноват. Гражданский кодекс РФ (ст.459) говорит, что ответственность за "случайную гибель и случайное повреждение товара" ложится на потребителя с "момента, когда продавец исполнил свою обязанность", то есть когда товар куплен, у человека в руках чек. Если "товар в пути", "ЧП" случилось в торговом зале - никакой ответственности за "случайную гибель" быть не может, - объясняет Светлана ШЕНДРИКОВА, руководитель сектора по защите прав потребителей. - То есть требования возместить ущерб незаконны. В случае с пятновыводителем опять не прав продавец - им были нарушены правила хранения товара и температурный режим. В "Правилах продажи отдельных видов товаров" прописано, что пластик нельзя хранить на морозе, который не выдерживают даже крышки. В данных случаях потребитель может требовать через суд возмещения морального вреда. Завешанные одеждой ряды на рынке - явное нарушение правил торговли, поскольку хозяин торговой точки обязан обеспечить свободный доступ потребителя и к прилавку, и свободное продвижение покупательского потока.

Специалисты сектора неоднократно помогли потребителю отстоять его законные права. На Центральном рынке в руках женщины "взорвался" флакон с "Белизной", долгое время пребывавший на солнце, хлорка пролилась на шорты. Не без препирательств хозяин товара все же оплатил пострадавшей стоимость одежды. Однажды на мужчину рухнула пирамида из баночек с краской, кожаная куртка была испорчена. Сектор убедил хозяев магазина оплатить "покрашенную" куртку.

Мария АНАНЬЕВА.
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?26-12-2002