15.05.2001 - 18:27
Компас любит математику.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

В базовой электрорадионавигационной камере судового сервисного центра Александр Сороколит - единственный девиатор, а на всей территории бывшего Советского Союза людей такой профессии не более двадцати.
Я всем объясняю: моя специальность - почти то же самое, что настройщик рояля. Только мой “инструмент” - магнитные компасы, - говорит Александр Петрович, - от настройки этого прибора, сами понимаете, зависит многое: в руках девиатора правильный курс судна, а значит, и его безопасность.

- А рояль при чем?

- При том, что характер работы примерно такой же: все время бегаю, не сижу на месте...

- Как часто необходимо настраивать компас?

- На сухогрузах очень часто, потому что при загрузке на этих судах нередко используют электромагниты, а это расстраивает прибор. На танкерах эта необходимость зависит от первоначальной корректировки и от того, в одном районе находилось судно или меняло географию, а значит, подвергалось влиянию магнитных полей. При самом лучшем раскладе девиатор “навещает” компас раз в два года.

Надо сказать, что зачастую мы работаем бок о бок с компасным мастером. Ему компас приносят на ремонт, потом мы проверяем его на приборах. Однажды был случай, когда приборы не обнаружили изъяна, а компас был явно неисправен. Тогда мастер взял лупу и разглядел причину - под корпусом был тоненький волосок.

- Чего в вашей профессии нужно больше: чутья или математики?

- Я никогда не забуду слова моего учителя: “Опыт - это хорошо, интуиция - тоже, но математика превыше всего.” Когда я учился в ОВИМУ, то на дух не переносил теоретическую механику, считал ее бесполезной для судоводителя наукой. После училища мне пришлось взять учебник по теоретической механике для студентов МГУ и изучить его от корки до корки.

- Где учат на девиаторов?

- Об этой профессии я узнал случайно. Собирался уходить в рейс и вдруг встретил приятеля, который сообщил, что есть такая работа на берегу. Закончил курсы и вот уже 16 лет занимаюсь делом, которое полюбил.

- За эти годы сколько компасов настроили?

- Я думаю, что более тысячи. С годами появилась скорость работы, отшлифованы способы настройки... Лет пять назад я разработал и продолжаю совершенствовать настройку компаса на причале. До этого подобная работа делалась на рейде, что связано с большими затратами. Об этой идее, которая, подозреваю, представляла для автора лишь академический интерес, прочитал в одной специализированной книге и с помощью все той же математики воплотил идею в жизнь.

- Какие приборы нужны для настройки компаса?

- Графический калькулятор и прибор для измерения магнитных сил. Знаете, несмотря на то, что навигационное оборудование с каждым годом все современней, магнитный компас занимает достойное место среди приборов.

А вот радиопеленгаторы, с которыми я тоже немало работал, уходят в прошлое. Но я не согласен, что на сегодняшний день это ненужная вещь. При спасении мелких суденышек, которые, как правило, ничем не оборудованы, без этого прибора не обойтись. Иначе вообще не определишь место аварии.

- У вас есть ученики?

- Сейчас только один, большинство же тех, кто у меня учился, не пошли по этой стезе, отправились плавать.

- А вы не жалеете, что всю жизнь на берегу?

- Несмотря на то, что почти все мои однокашники - уже капитаны, мне нравится моя специальность. Я по натуре человек тихий, спокойный, и эта не терпящая суеты работа как раз по мне. Вика Николаенко, Аркадий Мурзаев и Гурген Ирицян
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?15-05-2001