17.05.2001 - 14:28
Александр Письменный: "Лесной порт к перевалке радиоактивных отходов не готов".

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Государственное унитарное предприятие “Спецавтотранс” готовилось поставить к причалам ОАО “Новорослесэкспорт” первое судно с радиоактивным грузом в марте. К назначенному сроку атомщикам не удалось осуществить намеченное. Самое удивительное, что специалисты новороссийского бассейнового центра санэпиднадзора, как они утверждают, узнали о существующих планах только в середине апреля, накануне приезда “атомной” делегации, которая вела обучение портовиков.

- Мы получили из ОАО “Новорослесэкспорт” пакет документов, - сказал заместитель главврача центра Александр Письменный. - Но они не были надлежащим образом оформлены, и объем их был неполный. К тому же сопроводительное письмо было подписано не директором порта, а начальником отдела. Поэтому мы обратились к руководителю акционерного общества с изложением условий, на которых в пределах своей компетенции мы можем рассмотреть этот вопрос. А начать-то надо было Минатому и “Атомспецтрансу” с согласования маршрута перевалки ОЯТ. Если бы государственные структуры запросили наш центр об условиях для перегрузки отработанного ядерного топлива, то мы провели бы санитарно-гигиеническую мини-экспертизу и дали бы ответ. Затем должна следовать федеральная экологическая экспертиза и т.д. При соблюдении законного порядка вокруг этого проекта не бушевали бы такие страсти...

- На что надеялись атомщики, покушаясь на установленную схему?

- В “Атомспецтрансе” не учли требований закона о санэпидблагополучии, санитарных правилах для морских и речных портов и правил морской перевозки опасных грузов, где подчеркнута необходимость санитарно-гигиенической оценки всех видов работ с опасными веществами.

- Вы отказались рассматривать документы “Новорослесэкспорта” только из-за несоблюдения субординации?

- Речь идет не столько об этом, сколько о необходимости соблюдать закон. Нас беспокоит весьма несерьезный подход лесного порта к этому проекту. Мало того, что не организована тысячеметровая санитарно-защитная зона в районе планируемой перевалки ОЯТ, где не должно быть объектов подобного класса, жилья, источников водоснабжения, переработки пищевых продуктов. Что говорить - в нашем лесном порту вообще отсутствует терминал для грузов гораздо меньшей степени опасности. Мы знаем, что акционеры собирались таковой строить и даже представляли нам проект реконструкции 28-го причала с устройством склада для перегрузки контейнеров. Наш центр санэпиднадзора не дал по нему положительного заключения.

Нет в лесном порту и берегового оборудования для перегрузки ОЯТ с соответствующей грузоподъемностью. Упаковочный комплект весом более 60 тонн при перегрузке должен двигаться очень медленно, без резких толчков. Для этих целей “Новорослесэкспорт” предложил использовать плавкран. Надежно ли это? Мы считаем, что по вопросу применения перегрузочного оборудования должны высказаться эксперты по технадзору.
Причал для перевалки ОЯТ должен быть ровным и гладким и находиться как минимум в 300 метрах от других участков перегрузки. Прямой участок железнодорожного пути для подачи состава с ядерными отходами, по правилам, должен составлять 300 метров - таких условий в лесном порту нет. Список несоответствий требованиям можно продолжать очень долго.
Но один из существеннейших недостатков так называемых техусловий - в них не указано, каким образом будет организована ликвидация аварийной ситуации, если таковая возникнет. Условия перевалки ОЯТ должны обязательно согласовываться с МЧС. Ведь этот вопрос касается безопасности целого города. Светлана ДОБРИЦКАЯ
Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?17-05-2001