03.07.2001 - 15:32
Доказано на себе: трудно инспектору "быть человеком".

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Меня внедрили стажером в батальон дорожно-постовой службы, чтобы посмотреть на мир глазами гаишника. Изначально ставилась задача сыграть роль идеального инспектора: вежливого, неприхотливого, человечного. Первая попытка сделать это состоялась в прошлом году и оказалась крайне неудачной: то ли от переохлаждения, то ли от перенапряжения меня на пятый час службы на дороге хватил такой "кондратий", что я месяц провалялся на "больничном", чередуя домашний диван с больничной койкой. Ко второй попытке готовился с особенным усердием, чуть ли не с применением йоги. Когда понял, что готов, заручился "добром" начальника Новороссийского БДПС Сергея Голикова и его зама Юрия Куслия на очередную попытку стать идеальным инспектором. Но опять не стал. Впрочем, обо всем - по порядку.

17.00. Начало развода вечерней смены, заступающей в наряд по городу. Не успеваю сделать и трех шагов по территории БДПС, как навстречу - старший инспектор-дежурный Степан Павлиди.

- Дневальный, почему посторонние на территории? Журналист? Выделить журналисту наш жилет, красную повязку, и в строй.

Моя смена началась как и у всех: проверка экипировки, запись в постовой книге, последние ориентировки на угнанные машины и автомобили, находящиеся в розыске, информация о погодных условиях, о состоянии дорожной сети, короткий вводный инструктаж. И адью - все по машинам на свои патрульные участки.
Уже по дороге я выяснил от своего наставника старшего инспектора БДПС Евгения Зайцева, что работать придется на проспекте Ленина.

- Вот начался наш маршрут, - предупредил меня Зайцев на перекрестке с улицей Исаева у "Промфинсервисбанка". - Для начала проверим техническое состояние автоматических средств регулирования движения. Вот уже светофор не работает. В дежурную часть передайте, чтоб внесли в книгу недостатков.

На перекрестке Ленина - Снайпера Рубахо помянули недобрым словом затертые пешеходные переходы и дорожную разметку.

17.30. Удостоверившись в безопасности всего маршрута для движения, останавливаемся напротив пятой поликлиники.

- Почему именно здесь? - спрашивает Зайцев и тут же отвечает: - Перед нами, у перекрестка с улицей Куникова, установлен знак 5.8.1 - "Направление движения по полосам". Двигаясь по крайней правой, водитель может только повернуть направо, если едет вперед - нарушает требование знака и создает аварийную обстановку.

Зайцев и второй инспектор из нашего наряда Андрей Лямин идут с жезлами ловить нарушителей. Владимир Масалов остается у машины оформлять протоколы. Я пока остаюсь не у дел, стажируюсь...
За 10 минут пребывания на посту инспекторы остановили четырех нарушителей. Пренебрежение к знаку было столь очевидным, что пойманные водители сильно не сопротивлялись, грубить - не грубили, взяток в руки не совали, красными "корочками" каких-нибудь там депутатов-прокуроров не размахивали. Скукотища. Поразило другое: у поликлиники туда-сюда несколько раз перебегали дорогу пешеходы, абсолютно не обращая на нас никакого внимания. Край непуганых самоубийц да и только.

- Может, накажем парочку для порядка? - предложил я.

- Нереально. Во-первых, штрафом в 20 рублей никого не напугаешь. А во-вторых, чтобы его взять, у пешехода должен быть паспорт и деньги. В противном случае нужно его везти в отдел для установления личности - одни проблемы и лишняя трата бензина. Эффективность - нулевая, даже наказанный пешеход дорогу вновь перейдет где ему удобно... Вот, что ты с ними будешь делать? - Зайцев кивнул в сторону двух старушек. - Женщины, пешеходный переход у нас рядом находится. Не рискуйте своей жизнью...
Тут я понял, чем мне заняться, начал направо и налево проповедовать правильный переход проезжей части.

- Женщина, ай-я-яй, как же вам не стыдно? Прямо на глазах у сотрудников ГИБДД вы себе такое позволяете. Не по моему, конечно, возрасту вам мораль читать, но если бы вас сейчас машина сбила?

В ответ на вежливость женщина ответила еще большей вежливостью и виноватой улыбкой:

- Ой, простите. Задумалась я. Спасибо, впредь постараюсь следить за собой.

Я ей поверил. Ведь доброжелательное предупреждение порой бывает гораздо действенней строгого штрафа.
Серьезное испытание для человечности инспекторов устроил водитель микроавтобуса "Тойота", везший семью на море без документов на автомобиль.

- Вот что мне сейчас делать? - обратился ко мне Зайцев, кивая в сторону остановленной "Тойоты". - По закону я обязан эту машину отправить на штрафстоянку. Вдруг она угнана? А с другой стороны, в машине двое маленьких детей, женщина. Высаживать их на середине пути? Как должен поступить справедливый инспектор, не преступая закон?

- Давайте я домой схожу, за документами. А машина с семьей здесь постоит, - предложил провинившийся водитель.

- А если нас сейчас по тревоге в другой конец города вызыовут? А потом окажется, что эта машина действительно в розыске?

- Вы здесь, наверное, проверяющий, - обратился водитель ко мне, заметив блокнот и ручку. - Разрешите инспекторам отпустить меня за документами.

- Не могу, - ответил я, сожалея, - сам пытаюсь инспектором стать.

Компромисс в итоге нашли: за документами съездил друг водителя. Машина оказалась "чистой". Так же, как и наша совесть.
Я долго думал, стоит ли этот эпизод отражать в репортаже - ведь еще неизвестно, как их начальство на него посмотрит. Потом решился. Может, из-за того, что в публикациях о ГИБДД сознательно упускаются подобные факты, все инспектора выглядят бездушными монстрами с полосатыми жезлами, которые только и мечтают выполнить план и выманить у водителя лишний рубль. Наше благородство, кстати, было замечено и отблагодарено. Торговавшая неподалеку пивом и минералкой женщина по имени Саша любезно предложила бутылку с теплой водой оставить на хранение в ее холодильнике.

18.20. Инспекторы, патрулирующие Мысхакское шоссе, задержали двух угонщиков на ул.Волгоградской. А в это время в зоне их патрулирования произошло ДТП с пострадавшим. Мы должны ехать в УВД Центрального округа и привезти следственную группу к задержанному автомобилю. По дороге нам приказано оценить обстановку с произошедшей аварией.
Оказалось, что в районе автосалона "Север" мотоцикл "Ямаха" въехал в зад легкового автомобиля. На месте аварии уже стояла "Скорая помощь", фельдшера перевязывали голову порядком пострадавшему водителю мотоцикла. Рядом двое его друзей - байкеров, одетых преимущественно в банданы и наколки. Поняв, что нашей помощи тут не требуется, отправляемся за следователем и криминалистом.
На месте задержания угнанных красных "Жигулей" картина полного триумфа инспекторов: машина аккуратно прижата патрульным автомобилем к бордюру, сами угонщики печально стоят, закованные в наручники, у стены стоявшего рядом с дорогой дома. Мне их абсолютно не жалко. К этому моменту они не только угнали автомобиль, но и успели врезаться в машину на улице Осоавиахима, сбить женщину. Напомнив себе о роли идеального инспектора, я удовлетворил просьбу одного из угонщиков, дав ему закурить.

- Сами-то откуда?

- Я из Воронежа, а второй - здешний.

- Зачем машина понадобилась? Перед девочками пофорсить?

- Домой хотел уехать, в Воронеж.

- Неужели думал от наших инспекторов скрыться?

- Думал,.. - разговор окончился тяжелым вздохом.

- Мы их на перекрестке Волгоградской и Малоземельской заметили, - рассказал позже инспектор Игорь Мартынович, который вместе с инспекторами Яном Крылачом и Дмитрием Чернегой задержал угонщиков, - в СРУ кричим: "Стоять, стоять!", а они газу. Оружие применять нельзя - жилой район, людное место. Пришлось "патрульку" подставлять, зажимать...

20.00. Торжественно облачаюсь в желтый жилет с надписью "ДПС" и меняю блокнот на жезл. Мы находимся у "Промфинсервисбанка" с выставленным на капоте машины радаром. Работаем "по скорости", порог срабатывания радара установлен на 71 км/час. Предел в городе, как известно, 60 км.

- Смотри, поаккуратней с водителями. Они нас не любят, а стажеров и подавно, - посоветовал Андрей Лямин, - нередко просто подальше посылают и уезжают.

Для водителя микроавтобуса "ГАЗ", который несся со скоростью 78 километров в час, я в одно мгновение стал врагом номер один.

- В чем дело, командир? - выскочил водитель из кабины.

- Стажер на должность инспектора ГИБДД Борис Крылов, - представился я по всем правилам и чуть было даже не отдал честь. - Вы скорость превысили.

- Как превысил, командир? Неужели сильно?

- Пройдемте, пожалуйста, со мной. Увидите показание радара, инспекторы все объяснят.

Выяснилось, что у остановленного мною водителя не подписан и путевой лист, а машина государственная, принадлежащая Санкт-Петербургскому метрополитену. Еще и на работе попасть может. По закону пришлось машину отгонять на штрафстоянку. По реакции нарушителя стало ясно, что ему абсолютно до фени, что весь вечер я был хорошим и вежливым, идеальным в глазах народа инспектором. Плохое забывается с большим трудом, поэтому, чувствую, помянут и меня в день ГИБДД ненормативной лексикой.

Р.S. А взяток за всю смену мне так никто и не предложил. Хотя при нынешней зарплате инспектора (что-то около полутора тысяч рублей) и могли бы из сострадания. Борис КРЫЛОВ

Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?03-07-2001