29.08.2001 - 15:39
Право на выбор есть, да выбора нет.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

“Законом “Об образовании” ребенку гарантировано право на выбор школы, учителя и, наконец, программы, по которой он хотел бы учиться. Продекларировать можно все, что угодно, а как в жизни реально эти самые права реализовываются? Мы, например, хотели отдать своего сына в 6-ую школу, нам отказали, так как мы не относимся к ней по микрорайону. Так для кого же пишут законы? Ирина Вячеславовна, мама первоклассника.”

- Да, закон декларирует эти права, - отвечает на вопрос читательницы начальник гуно Сергей Панченко. - Но у нас на муниципальном уровне принято решение о разделении школ по микрорайонам. Сделано это не от хорошей жизни. Хоть и говорят о снижении рождаемости, в целом число детей не сокращается. Да это при том, что школ не хватает, практически все они работают в двухсменном режиме с переполненными классами, поэтому говорить о праве выбора учебного заведения не приходится. Существуют нормативы, определенные САНПИНом, по которым число учащихся в классе не должно превышать 25 человек, а школы должны работать в одну смену. Чтобы разгрузить существующие, сколько нам надо школ пооткрывать? Если бы эти нормативы соблюдались, тогда и ребенок мог выбирать. Может быть, в Москве это в скором времени будет реально, где вместо запланированных 10 школ-новостроек сдается 11. Нам до таких темпов строительства, увы, далеко.

Если говорить о выборе учителя, то, по логике вещей, закрепив в законе это право за учеником, нужно было дать такое же право учителю. Самое же главное - не определен сам механизм выбора педагога. Для этого должна быть создана совершенно иная образовательная система, так называемая либеральная модель, когда нет привязки к определенному микрорайону, школе, педагогу, когда ученик и учитель в свободном поиске друг друга. Те же проблемы возникают при выборе программы обучения. Передо мной общество ставит конкретную задачу - дать образование на хорошем уровне. Мы обязаны выполнить заказ общества и, соответственно, родителя и ребенка, которые выступают в роли потребителя услуг в получении образования. А если у потребителя планка занижена, значит, мы обязаны навязывать тот уровень образования, на который есть заказ. Это несоответствие тоже порождает проблемы.
По словам Панченко, если и возникают сложности с выбором школы или учителя, то до суда дело не доходит. Все вопросы решаются путем переговоров.

- Под свободой выбора учебного заведения в данном случае, когда определен принцип набора в школы по месту жительства, - высказал свою точку зрения старший помощник прокурора Центрального округа Дмитрий Дубинин, - подразумевается возможность обучаться в муниципальной школе либо в негосударственном учебном заведении. Неоднозначная ситуация и с выбором учителя. Как, к примеру, решить вопрос в пользу одного-двух учеников, не желающих обучаться у конкретного педагога, если остальных детей в классе этот учитель устраивает? Другое дело, когда учителя не принимает большинство. В школах действуют родительские комитеты, на их обсуждение можно вынести возникшую проблему, выступить с ходатайством перед руководством школы. Не думаю, что директор не пойдет навстречу ученикам и родителям. При условии, конечно, если их аргументы на самом деле серьезные. Не следует забывать, что определенные права есть и у учителя, которые он также может отстаивать, в том числе - и в судебном порядке. Марина КУПРАЦЕВИЧ и Лариса ЧИЛАЧАВА





Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?29-08-2001