30.08.2001 - 13:12
Через три месяца "Нахимов" должны были списать и забыть. Помнят уже пятнадцать лет.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Взойдя на борт судна, пассажиры заполнили бары и рестораны, некоторые смотрели кино, другие участвовали в конкурсах... Два буксира медленно отвели ярко освещенного "Адмирала Нахимова" от причала, и он начал двигаться к выходу из ворот порта. Капитан Вадим Марков вместе с вахтенным, вторым помощником Александром Чудновским находились на мостике. В это же время к порту подходил сухогруз "Петр Васев". Он шел из Канады, имея на борту 28038 тонн ячменя.

Из вахтенного журнала п/х "Адмирал Нахимов":

"В 22.00 Пост регулирования движения судов (ПРДС) передал на п/х "Адмирал Нахимов" информацию о радиотелефонном разговоре с т/х "Петр Васев" и договоренности с ним - пропустить пассажирское судно.
В 22.47 после прохода траверза зеленого буя № 1 Пенайской банки легли на курс 160 градусов с целью войти в систему разделения движения. Примерно через 3 минуты капитан Марков, проинструктировав вахтенного помощника Чудновского, ушел с мостика в свою каюту, где, по его словам, читал книгу.
После ухода капитана вахтенный помощник связался с т/х "Петр Васев" по УКВ-радиостанции, проинформировал о своем курсе 160 градусов и получил от него подтверждение о согласии уступить дорогу.
В 22.50 судно вышло из акватории порта Новороссийск.
В 23.00 п/х "Адмирал Нахимов" прошел точку встречи лоцманов и около 23.05 вышел из зоны радиолокационной проводки ПРДС.
В 23.05 п/х "Адмирал Нахимов" вызвал т/х "Петр Васев" по радиостанции УКВ, повторил просьбу - уступить ему дорогу, на что последовал положительный ответ.
Вскоре (около 23.06) Чудновский, обнаружив опасно приближающееся судно, поставил на руль матроса 1 класса Смирнова и дважды менял курс по 5 градусов влево, еще просил т/х "Петр Васев" замедлить движение или застопорить ход, затем (около 23.09) дал команду лечь на 140 градусов и крикнул по радиотелефону: "Работать немедленно назад!", в 23.11 дал команду "Лево на борт!". Рулевой только успел исполнить команду, как произошел удар.
В 23.12 произошло столкновение судов в расстоянии 2,2 мили от берегов мыса Дооб".

Маневры т/х "Петр Васев"

"В 23.05 капитан Виктор Ткаченко после очередного обращения с п/х "Адмирал Нахимов" уступить дорогу, наконец, дал команду уменьшить ход до среднего, а затем (в 23.07) - до малого и дал команду "Стоп-машина!" Дистанция между судами в это время была 11 кабельтовых, скорость практически не изменилась.
В 23.10 капитан дал команду "Средний!" и сразу - "Полный назад!", сопроводив последнюю звуковым сигналом - тремя короткими гудками. Около 23.11 положили руль право на борт, однако судно вправо не пошло.

В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому (ок. 110 градусов), скорость - порядка 5 узлов, руль "право на борт".
«Васев» ударил "Нахимова" носовой частью в середину почти под прямым углом. Расчеты показывают, что сила удара достигала 1 млн. тонн! Какой бы прочности ни был борт судна, удар такой силы он не выдержит, и бортовая обшивка неизбежно разрушится.
Как оценили эксперты, из-за значительной - около 80 квадратных метров -пробоины на п/х "Адмирал Нахимов" оба машинных отделения были затоплены в течение нескольких секунд, и судно обесточилось. После расцепления судов п/х "Адмирал Нахимов" из-за поступающих огромных масс забортной воды начал резко крениться на правый борт. Через 7-8 минут п/х "Адмирал Нахимов", имея крен свыше 60 градусов, затонул на глубине 47 метров.
Всего на судне было по 24 плота с каждого борта. С правого борта удалось спустить 8 плотов, с левого - все 24. "Нахимов" тонул правым бортом, с заметным дифферентом на корму.

Cпасательная операция

Трагедия произошла недалеко от мыса Дооб, на котором расположен пограничный пост, оснащенный мощным прожектором. Периодически прожектор включается и "обшаривает" большой сектор моря. Почему же пограничники не осветили место гибели судна и не помогли спасаться сотням людей? В тот вечер прожектор был неисправным. Говорят, что перегорели угольные стержни, между которыми возбуждается вольтова дуга, а запасных не оказалось.
Почти 900 человек барахтались в кромешной темноте, наглотавшись разлившейся краски, приготовленной боцманом для косметического ремонта судна. В этом месиве плавали не только люди, но и все то, что потеряло опору в погибшем судне и могло держаться на воде: скамейки, спасательные плоты, жилеты, куски поролона. Но не только.
Капитан одного из буксиров-спасателей, увидев все это, сказал: "Если бы я не был седым, то в ту ночь поседел бы наверняка: когда прожектором осветили место катастрофы, все море было в тапочках..."
А в это время в эфире над Цемесской бухтой раздался крик: "Нахимов" лег на борт!"
Все, кто слушал включенные рации на берегу и судах, замерли от неожиданности и предчувствия большой беды. Ее вестником стал лоцманский катер - небольшое суденышко, на котором лоцман добирается к судну, входящему в порт. Именно этот катер, “ЛК-90”, оказался ближе всех к месту столкновения. Его экипаж первым увидел лежащего на борту "Нахимова".

"ЛК-90” немедленно направился в район бедствия. В 23.45 катер, рассчитанный на 10 человек с экипажем, подошел к точке столкновения. Моряки по трапику втаскивали на борт промокших, испуганных, перепачканных в мазуте и дизельном топливе людей. Спасенных не считали - поднимали и поднимали... Вот как описывала события этой ночи наша газета: "Моторист-матрос лоцманского катера “ЛК-90” Володя Вологин увидел плывущую в воде женщину с ребенком. Он бросился в волны. Женщина стала протягивать ему ребенка: "Спасите хотя бы его!" Вологин со словами "Не волнуйтесь, я и вас не оставлю" снял с себя спасательный жилет, отдал его женщине и, взяв ребенка, отбуксировал их к катеру".
Потом выяснилось: на катере было больше 80 спасенных! “ЛК-90” начал опасно погружаться... Крик с лоцманского катера был услышан Новороссийском-5. Этим шифром в служебном радиообмене обозначалась инспекция портнадзора.
Спасательная операция длилась 80 минут: с 23.20 до 00.40. Руководство ею взял на себя капитан Новороссийского порта Георгий Попов. Он поднял на ноги всех, задействовав в спасении буксиры, катера портофлота и АСПТР, "Кометы", пограничные корабли. Передал капитану "Петра Васева" команду - спустить на воду все плавсредства и спасать людей.
В 23.45 восемь буксиров портофлота вышли в район аварии. Рейдовые катера "Базальт" и " РК-3", не довезя своих пассажиров, развернулись. После полуночи на месте трагедии были все плавсредства Новороссийска и Геленджика. Работать было тяжело, ветер крепчал. В черной ночи по плещущим волнам скользили лучи прожекторов с разных судов и выхватывали из темноты то головы, то руки людей, способных плыть, то куски дерева. В первую очередь спасали женщин и детей.
Моряки "Базальта" подняли на борт 90 человек, среди них был и капитан затонувшего судна Марков. Очутившись в воде, он оказывал помощь людям - связал несколько плотов, заякорил на перевернутую шлюпку, чтобы далеко не отнесло, поднимал на плоты людей, подбадривал.
Один из синтетических швартовых тросов, которые размотались с вьюшек и бухт "Нахимова" и поднялись вверх, намотался на винт и концевой вал "РК-34". Катер потерял ход, и его отбуксировали в порт.

Неприятности на этом не закончились - руководство НВИМУ по указанию спасштаба отправило в район бедствия шестивесельные шлюпки с курсантами. За места у весел парни чуть ли не дрались. Но добровольцы не имели опыта гребли, должной техники, а на море разыгрался ветер, разогнавший волну высотой с метр. Курсанты прибыли к месту бедствия после четырех часов утра, когда спасательная операция была почти закончена. Им не пришлось спасти ни одного человека.
Пострадавших доставляли на морской вокзал. Их отмывали от краски и мазута, согревали, одевали, оказывали медицинскую помощь, выводили из шока. Все они искали потерявшихся в мутной кутерьме ночи родных, друзей. Бросались навстречу каждому новому судну, доставлявшему очередных поднятых из волн. Людей отправляли в гостиницы, больницы. К рассвету 1 сентября был спасен 831 человек.
В поиске и спасении людей приняло участие 64 морских судна, к которым с рассветом 1 сентября присоединилось 18 воздушных (самолеты, вертолеты ВВС, ВМФ, МГА СССР).
Под водой

- Первого сентября нас, 15 водолазов Новороссийского управления АСПТР, командировали на полигон - так назвали то скопление судов, которое образовалось вокруг места гибели "Адмирала Нахимова", - вспоминает водолаз I класса Владимир Серов. - Первым, еще до прибытия военных специалистов, на затонувший теплоход опустился наш водолаз Юрий Смага. Он поставил буй, ограничил район поиска и показал, где лежит "Нахимов". Всем было интересно, что он там видел, но, как оказалось, из-за белых полипропиленовых легких тросов, поднявшихся с теплохода вверх, будто поминальные свечи, разглядеть ничего нельзя было. Мы находились там 19 дней, пока велись поисковые работы. Трудились под водой по шесть часов круглосуточно, сменяя друг друга. Один водолаз заработал "кессонку".

- А нас в первый день на дно не пустили - работали военные водолазы, - вспоминает Дмитрий Попандопуло, завлабораторией фототелеспецсъемки НИИ "Океангеофизика". - У них был мощный "СС-21" - спасательное судно, стоящее на четырех лапах-якорях. Никакой шторм ему не страшен. Только к обеду 2 сентября разрешили подойти к месту трагедии, и мы стали к "СС-21", как к причалу. К первому спуску допустили водолаза Шимкуса. Мы его учили, как правильно водить под водой кинокамеру. А сами на мониторе видели все, что происходило на глубине 47 метров. Первые кадры всех потрясли. Из иллюминатора торчало полтуловища парня - видно, хотел выбраться наружу, на шлюпочной палубе стояла девушка, придавленная балкой, возле нее ребенок 5-6 лет в пижамке. Все как восковые фигуры.

В первые сутки водолазы подняли 7 погибших. И тут случилось ужасное - погиб первый водолаз. Баротравма. Его вытащили, отвезли в больницу, но он умер на операционном столе.
Работать водолазам было тяжело. Военные пытались взорвать борта судна, чтобы сделать больше отверстие, а не лазить по коридорам, но крупповский металл не поддался. Взрывы были мощные, и до сих пор на "Нахимове" видны рваные дыры.

- А как сейчас выглядит "Нахимов"? - поинтересовались мы у завлабораторией института Андрея Тарасенко, спускавшегося на дно с радиотелеуправляемым модулем РТМ-500.

- Он затонул правым бортом, но его подмывает течением, и теперь теплоход поднялся на 52 градуса. Боюсь, скоро он может перевалиться на левый борт. Мы проверяли, не "травит" ли горючее, оставшееся на судне. И убедились, что вода вокруг чистая и даже машинное отделение обросло мидиями.

В те сентябрьские дни в Новороссийском горкоме партии ежедневно составляли отчеты о поднятых со дна погибших. Они хранятся в городском архиве. 19 сентября дежурный по городскому штабу поисковых работ Юрчаков написал: "Водолаз запутался в завале. Достали после 7 утра. В тяжелом состоянии. Шардаков Сергей Александрович." Погиб второй водолаз из 164, участвовавших в подъеме. Все вместе водолазы совершили 586 спусков, находясь под водой 1360,5 часа. Им предстояло найти 344 погибших, они за 19 суток подняли 280 человек. После гибели второго водолаза было решено прекратить поиски. Татьяна ПРОКОПЕНКО, Владимир БУРЛАКОВ, Марина КУПРАЦЕВИЧ, Татьяна БЕСЕДИНА


Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?30-08-2001