30.08.2001 - 13:15
"Адмирал Нахимов" в масштабе прошлих лет.

источник: Газета "Новороссийский Рабочий" [ http://www.novrab.ru ]

Раздача «СЛОНОВ» Капитан Алексей КУЗЬМИН составил справку о той огромной и напряженнейшей работе, которая выпала на долю моряков портофлота.

- Я вернулся из санатория на второй день после катастрофы, - вспоминает сегодня 87-летний капитан дальнего плавания Алексей Кузьмин. - Конечно, узнал все подробности, поговорил с капитаном порта, моряками 11 судов портофлота. Составил документ, в котором по минутам расписал деятельность спасателей. Послал справку об этом и ходатайство о награждении портофлотовцев в Минморфлот. Ведь сидя в кабинете, невозможно представить, как ночью в штормовом море можно спасти 694 человека - именно столько подняли на борта своих катеров и буксиров портовики. Да еще и спасти курсантов НВИМУ, оказавшихся в беде. Многие за четыре часа гребли натерли себе кровавые мозоли, выбились из сил, прибыли к месту аварии, когда все спасательные работы были завершены. Портовики - не спасательная организация. Но суда АСПТР вовремя не подошли к месту трагедии, а они успели. Об этом я и написал в ходатайстве. Кроме того, я считал и считаю, что капитану порта, организовавшему спасение более 800 человек, должны были присвоить звание Героя Советского Союза. За те 80 минут подвига, что он совершил. Я знал, что военных моряков и пограничников, участвовавших в спасении, наградили боевыми орденами и медалями, а портовикам без огласки дали медали "За спасение утопающих".

- Мое письмо включили в повестку дня одного из заседаний коллегии Министерства, состоявшегося в августе 1988 года, - продолжает Алексей Дмитриевич. - Никто не решился нарушить "табу" лично Алиева, который решил, что виноваты все моряки - и те, кто столкнулся, и те, кто спасал гибнущих.

И только 1 августа 1990 года вышел Указ о награждении, подписанный Президентом СССР Горбачевым. Капитану порта Попову вручили орден Дружбы народов. Такие же ордена получили его заместитель Юрий Гурьянов и заместитель начальника НМП Геннадий Федченко. А 18 моряков портофлота получили орден “Знак почета”. Конечно, мало, но справедливость восторжествовала.
Кто-то считал золотые коронки, а кто-то не взял от государства ни копейки
Самый сложный в этическом отношении вопрос - кто и как помогал оставшимся в живых и заботился о погибших?
В 1986 году за погибшего пассажира родственникам выплачивалось денежное возмещение - 1 тысяча рублей.
Кроме того, встал вопрос о возмещении стоимости имущества, например, ювелирных изделий, денег. Обращений было 1017, и рабочая группа ЧМП по рассмотрению претензий пострадавших, их родственников решила возмещать: золотое кольцо обручальное или с камнем - 300 рублей, серьги - 400 рублей, цепочка с кулоном - 400 рублей. Наличные деньги - не более 1 тысячи рублей на человека. Исходить из разумной возможности наличия у женщин двух колец, цепочки с кулоном, серег; у мужчин - двух колец. По аккредитивам требовать представление доказательств - справок из сберкасс.
Один из членов экипажа потребовал возместить крупную сумму денег, будто бы собранную им на покупку автомашины. Квартиры у моряка не было, и он хранил деньги в каюте. Претензия была рассмотрена в суде. Свидетели факт подтвердили, суд принял решение в пользу потерпевшего.
Таких дел в суде было несколько. В первые месяцы Черноморское пароходство помогало пострадавшим - кому установить телефон, кому выдать материальную помощь на лечение. Многие из родственников погибших не брали даже положенной всем тысячи рублей, считая эту сумму насмешкой. Тем примечательнее заявление, поступившее в ЧМП 18 марта 1987 года от вдовы одного из погибших. Она просила возместить ей стоимость шести золотых зубов, вставленных ее мужем накануне круиза. Ей ответили, что она была вправе снять протезы до похорон мужа, и отказали в возмещении ущерба.
Но это было вначале, а потом сотрудники ЧМП стали говорить, что наступил срок давности трагедии, что поменялось руководство ЧМП, а новое не может вечно расплачиваться за грехи, содеянные не ими.

Фонд «НАХИМОВЕЦ»

Сразу после катастрофы оставшиеся в живых туристы и члены экипажа собрали инициативную группу. Именно она помогала ежегодно организовывать поездки в Новороссийск к месту гибели теплохода, а родным и близким погибших - бороться за свои права. Но с каждым годом делать это было все сложнее, потому что не стало Советского Союза, Черноморского пароходства. Однако нашлась одна неуемная душа. Инженер-экономист одного из одесских предприятий Галина Андриевская. В память о своей погибшей матери, проплававшей 30 лет на пассажирских судах, она четыре года назад создала фонд "Нахимовец". Эта общественная организация смогла "выбить" у мэра Одессы помещение под офис, где планируется разместить маленькую часовенку и музей теплохода с воспроизведением каюты с "Адмирала Нахимова". .
Собираясь в этом году в Новороссийск, Галина Васильевна опять обратилась к руководству ЧМП с просьбой о финансовой помощи на поездку, но ей, как всегда, отказали. Тогда она походила по предпринимателям и собрала 3 тысячи гривен на оплату автобуса на 40 человек.
Если кто-то из новороссийцев захочет помочь фонду "Нахимовец", то найти представителей можно будет в гостинице "Новороссийск" 30 и 31 августа.

О судьбах спасшихся и спасенных

О судьбах более 800 спасшихся и спасенных мы знать не можем. Многие живут в бывших республиках СССР, ставших теперь заграницей, некоторые захотели забыть обо всем происшедшем и никогда не откликаются на скорбные даты.
Но о некоторых, пятнадцать лет назад заново родившихся, кое-что удалось узнать. У пары молодоженов из Одессы, отправившихся в свадебное путешествие на "Нахимове", через полгода после трагедии родилась здоровая, крепенькая девочка. Беременная пассажирка тогда боялась, что случится выкидыш, но судьба распорядилась по-своему и подарила супругам, будто выбросила из морской пучины, ребенка.
Этой девочке, пережившей трагедию в утробе матери, повезло. А вот Саша Долинский, которому недавно исполнилось 15 лет, ни разу в жизни не произнес слов "мама" и "папа". Мальчику было четыре месяца, когда его родители, оставив малыша у бабушки и дедушки, на недельку вырвались в круиз. Из него они не вернулись. Бабушка с дедушкой оформили опеку над Сашей, но умерли, и теперь подросток остался сиротой.
На плечи другой бабушки легла забота об Алене Дырде из Харькова. Девушке сейчас 18 лет, а когда погибла ее мама, было всего три года. Как и у 18-летнего Алеши Рожкова, которого также воспитывает бабушка, мама Алены была членом экипажа теплохода и, спасая других, не успела выбраться из лабиринтов судна.
За 15 лет умерли больше 50 родственников, потерявших в катастрофе своих близких. Мать Ольги Лютой не могла пережить гибель дочери-красавицы и умницы, только что закончившей юрфак и отправившейся в морское путешествие.

Слухи вокруг трагедии

Как всегда это бывает, гибель "Нахимова" обросла слухами, как корабль ракушками.

* Самый первый был о том, что судно потопили из-за генерала КГБ, плывшего пассажиром на "Нахимове". Будто бы начальник управления КГБ по Одесской области генерал Крикунов, путешествовавший с женой, дочерью и внуком, располагал данными особой важности о крупномасштабной коррупции среди партийного руководства Украины и Москвы. После гибели Крикунова из его сейфа исчезли многие важные документы, а некоторые уничтожены.

* К этому же слуху примыкает второй - будто водолазные работы прекратились 19 сентября, когда из воды было извлечено тело генерала Крикунова.

* Был слух о том, что с "Васева" на "Нахимов" должны были передать контрабандный товар. Как говорят специалисты, этот слух могут запустить люди, не знающие морских реалий.

* Слухи о том, что на обоих теплоходах судоводители были пьяные, опровергли результаты медэкспертизы капитанов.

* разговоры о том, что во время аварии сильные вырывали спасжилеты у слабых и поэтому много утонувших, были отголоском рассказов спасенных пассажиров и моряков о том, как недостойно вел себя пассажирский помощник "Нахимова" Просвирнин. Обязанный организовать спасение туристов, он заботился только о себе.

* Просочился слух о том, что в ту ночь через секретный спутник проводилось испытание современного микроволнового оружия и на экране локатора капитана Ткаченко появилось третье судно, обусловившее ошибку капитана "Васева" - он принял ложный сигнал за радиолокационное изображение "Нахимова".

* Еще был слух о том, что недруги СССР отомстили за сбитый в ночь на 1 сентября 1983 года корейский самолет "Боинг-747".

* Говорили также, что один из водолазов сошел с ума. И о том, что спирт во время спасоперации лился рекой. А еще будто бы с вертолета заметили, как к "Нахимову" двигался водолаз-мародер, но его остановили и сдали пограничникам.

* Еще шептались, что нельзя было называть суда в честь трагически погибших людей - Павел Степанович Нахимов был убит при обороне Севастополя в 1855 году, и за 150 лет после этого погибли три судна, названные в его честь. И даже теплоход "Таврия-7", обнаруженный плавающим вверх килем в феврале 1992 года у берегов Болгарии, который после гибели "Нахимова" обзавелся его радиопозывными, тоже причислен к этой горькой череде слухов.

* слух о том, что рабочие СРЗ, отправляя теплоход "Петр Васев" на ремонт, написали мелом на его борту "Убийца", не подтвердился.

* ИРОНИЯ СУДЬБЫ. “Адмирал Нахимов”, как единственный на Черном море пароход, был зафрахтован “Мосфильмом” на осень 1986 года для съемок киноленты “Катастрофа”.

Что стало с капитанами?

С момента катастрофы прошло много лет, переименован в "Подольск" теплоход "Петр Васев", досрочно выпущены из мест лишения свободы отправленные в лагеря на 15 лет капитаны Вадим Марков и Виктор Ткаченко. Поэтому когда страсти улеглись, оставалась надежда, что о трагедии поведают сами капитаны. Однако этого не произошло. "Я не буду говорить об этом никогда! - категорично отрезал живущий в Одессе Вадим Марков, бывший капитан "Нахимова". - Я болею, и разговор у нас не получится." Бывшего капитана судна "Петр Васев" отыскать вообще не удалось. "Вы напрасно ищете, - сказала Галина Андриевская, директор благотворительного фонда "Нахимовец". - Ткаченко уехал за рубеж, в Израиль. Говорят, там плавает." Татьяна ПРОКОПЕНКО, Владимир БУРЛАКОВ, Марина КУПРАЦЕВИЧ, Татьяна БЕСЕДИНА



Новости Нашего Новроссийска
http://www.nvrsk.ru/cgi-bin/citynews.cgi?30-08-2001