На базе Новороссийской государственной морской академии будет создан Южно-Российский государственный транспортный университет. Такое решение принято на совещании по развитию системы образования в области водного транспорта на Юге России, прошедшем в Новороссийске 12 марта с участием полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Виктора КАЗАНЦЕВА.
Инициатива создания многоуровневой системы транспортного образования в регионе принадлежит самому Казанцеву, но в НГМА задолго до полпреда увидели необходимость что-то поменять в существующей в регионе системе подготовки морских и береговых специалистов. Поэтому коллективу морской академии не понадобилось много времени, чтобы выполнить поручение Казанцева и разработать целую программу, рассчитанную вплоть до 2010 года. Научные силы НГМА уже имели готовую Концепцию, в основу которой лег обстоятельный анализ ситуации.
Что же тревожит специалистов; преподавателей и судовладельцев? Об этом
сказал начальник НГМД Сергей КОНДРАТЬЕВ. В последнее время ежегодно отечественные судоходные компании теряют до 200 специалистов командного состава. А на смену пенсионерам прибывает на полсотни человек меньше. Специалистов среднего звена - переизбыток, а профподготовка рабочих морских специальностей
после повсеместного закрытия морских школ ("шмонек") никуда не годится. В условиях, когда российский торговый флот разваливался, дефицит высокообразованных кадров не был особенно ощутим. Но сегодня от этой проблемы уже не отмахнешься.
В Южном федеральном округе кадры для отрасли водного транспорта готовят 13
учебных заведений. А высшее образование дают только в трех. Но аккредитацию
в Совете Европы прошел единственный вуз - Новороссийская государственная морская академия. Это значит, что на Юге Роосии только в НГМА готовят специалистов,
чей профессиональный уровень отвечает всем требованиям Международных морских конвенций. И только ее выпускникам открыты все моря мира.
Морское образование сегодня - самое дорогостоящее. Цена на систему тренажеров (а
без тренажерной подготовки вообще нельзя вести речь о безопасности мореплавания) начинается с 10 миллионов долларов, не каждый вуз обладает такой мощной учебной базой. Новороссийская государственная морская академия не знает недостатка в оснащении: здесь дополнительная профессиональная подготовка ведется по 71 программе.
Создание транспортного университета позволит готовить в регионе специалистов, которым не страшна конкуренция на мировом рынке труда. А широкая сеть филиалов и представительств сделает престижную специальность доступной и для способной молодежи из глубинки, с дальних окраин ЮФО. Система образования станет более гибкой, выпускник при желании сможет попасть на более высокую ступень обучения. Особое место в этой системе будет уделено подготовке специалистов для работы на судах "река-море". Пока что, выходя в море, даже лучшие выпускники речных училищ чувствуют себя беспомощно.
Участвовавший в совещании начальник управления персонала и учебных заведений морского транспорта Минтранса РФ Владимир САРЫЧЕВ сообщил, что необходимость
крупных морских учебных центров понимают и в Минобразования России. Своевременная идея нашла поддержку в правительственных кругах. Сам Сарычев считает, что НГМА, один из лучших вузов Европы, имеющий превосходный кадровый потенциал, лучше всего в регионе подходит на роль объединительного центра.
Флот - это богатство и независимость страны, ее национальная безопасность. Не зря издревле государства дрались за выход к морю. Россия стала великой державой
после того, как царь Петр построил флот. "Окно" он прорубал, если быть точными,
не в Европу, а в Балтику. На морские просторы.
В Южном федеральном округе сразу три моря. И приоритет на морских путях добывается сегодня не в баталиях, а интенсивным интеллектуальным трудом в учебных аудиториях.
Марина РЫБКИНА.
|